• Атамекен
  • 20 Октября, 2020

Прикоснись к истории предков

Укаждого из нас с детства есть любимая игрушка и игра, и как же прекрасно, когда она остается у нас и во взрослой жизни как проводник в беззаботное и солнечное детство. Девочки обычно сохраняют маленькую куколку или мягкую игрушку, парни же не такие сентиментальные и хранить груду пластмассы или плюша не будут, поэтому зачастую они оставляют себе что-то маленькое, но очень ценное – и это асыки.

Все мы играли в асыки в детстве, это был своеобразный боулинг во дворе, пришедший к нам от кочевников. А если вы не играли, то скорее бегите к своим папам и усаживайтесь поудобнее. Вам расскажут очень много историй из детства на эту тему и объяснят, каким богатством была для любого мальчишки конца 80-х коллекция отполированных бараньих мослов. Едва сходил последний весенний снег, сотни тысяч казахстанских мальчишек всех национальностей открывали сезон своей любимой игры. В то время игра в асыки была популярна практически по всему Казахстану, неважно – в аулах или городах. И судя по историческим данным, ее правила за многие века своего существования не изменились.
***
Давайте вернемся во времена кочевников и узнаем, откуда взялась эта игра. В древности жизнь кочевых казахов была связана в первую очередь с животноводством. И конечно, множество народных игр было связано именно с животными. Асык – это коленная кость в суставе у баранов, овец или крупного скота – коровы или верблюда. Лошадиная кость обычно не использовалась – ее форма отличается от остальных. Кости предварительно вываривали в соленой воде или брали из употребленной в пищу скотины. После этого простые асыки красили в разные цвета, и в зависимости от размера и цвета, они имели свои имена и разную цену, например, самые дешевые – маленькие простушки никогда не красили, был и асык-биток.
Среди всего набора асыков обязательно должен был присутствовать большой альчик, называемый сака. Он – козырная кость. В игре сака выполняет роль хана – самого главного трофея, если участник сумеет с помощью своей ловкости его выиграть. Иногда для большей устойчивости и пробивной силы в такую кость заливали свинец. А ханским и султанским детям сака заливали даже золотом.
С расстояния 3-4 метров, выбивая асыки битой (асыком, для тяжести залитым свинцом), дети, подростки состязаются в меткости. Побеждает тот, кто больше, согласно правилам, выбьет асыков. Игра в асыки имеет варианты: алши, омпы, круг, хан, кунар, кора и др. В алши, хан, кора, кунар играют в помещении, в остальные – под открытым небом. В зависимости от своего размера асык имеет разную цену.
Также известно и о гадании с помощью асыков в военных целях, практиковавшемся у многих поколений степных туранцев. При этом асык бросается на войсковой барабан племенным вождем, одновременно являвшимся шаманом племени и его военачальником. В зависимости от того, какой стороной упадет кость, можно было предсказать исход предстоящей битвы: одно положение – победа, другое – поражение, третье – выгодный мир, четвертое – мир в пользу врага и очень редкое пятое (вертикальное, или таган) – попадание в рабство к врагу. Со временем гадальные кости превратились в игральные, а сама игра в кости – в одну из наиболее распространенных азартных игр древности.
А вы знали, что наша казахская национальная игра в асыки признана ЮНЕСКО как часть культурного наследия человечества? В рамках 12-й сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия, которая прошла 4-9 декабря 2017 года в городе Чеджу в Корее, игра в асыки вошла в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. А в 1999 году в Алматы, возле музея Олимпийской славы, асыку поставили памятник. В асыки чаще всего играют дети, но и взрослые могут увлечься ею.
«Игра является хорошим примером позитивного взаимодействия, социальной сплоченности и дружбы. Традиция игры передается и усваивается, главным образом, в процессе наблюдения младших мальчиков за старшими» – такую оценку давала ЮНЕСКО казахской игре.
Для того чтобы играть в асыки, не нужно дорогого снаряжения, сложной экипировки и особых условий. Главное – вооружиться косточками коленного сустава животных (чаще – мелкого рогатого скота: барашка или козы) и иметь свободную площадку, где можно их расставить.
Асыки популярны и сегодня. Для игры выбирается ровная, утрамбованная площадка, в середине которой проводится линия и на ней, на определенном расстоянии друг от друга, ставятся асыки. Их называют кинеями. Цель состоит в том, чтобы, бросая свой биток, выбить альчики играющих. Тот, кому удается это сделать, забирает себе выбитый асык. Эта игра способствует развитию умственных способностей и физических навыков. Как отметили международные эксперты, дети являются ключевым звеном в сохранении данного объекта. Поэтому можно сказать, что асыки – это символ детства.
В 2011 году в Казахстане были официально утверждены правила игры в асык ату, и уже с 2015 года стали проводиться чемпионаты на уровне республики. Более того, в последние годы казахстанская сборная показывает отличные результаты на международном уровне: игра в асыки включена в число этнических видов спорта Всемирных игр кочевников.
«В последние годы интерес к асык ату растет, особенно после того, как Национальный олимпийский комитет Казахстана официально признал эту игру видом спорта. Сейчас государство оказывает нам финансовую поддержку, спонсирует детей в поездках на соревнования», – говорит руководитель столичной Федерации «Асык ату» Ескендир Рахметов.
Ескендир Рахметов до пандемии коронавируса три раза в неделю тренировал мальчишек и девчонок из Нур-Султана игре в асыки. В столичную сборную входят 30 человек: 15 мальчишек и 15 девчонок. Опытный тренер рассказывает, что у некоторых детей есть врожденные способности, и они показывают отличные результаты уже через пару месяцев, а другим приходится подолгу заниматься, чтобы научиться сносно играть. Однако в любом случае эта древняя казахская игра – лучшая альтернатива смартфонам и другим гаджетам, которые фактически обездвиживают молодежь, считает тренер.
«Нужно развивать асык ату, популяризировать эту игру в школах, чтобы дети разминались на переменах, выбивая асыки. Асык ату полезен для здоровья, мы посчитали, что за одну игру каждый игрок тратит энергию как на двухкилометровой пробежке. При игре задействованы все части тела, а главное – мышцы глаз, так как приходится целиться в кость с расстояния пяти-семи метров. Дети развиваются не только физически, но и учатся терпению, считать, соревноваться, работать в команде», – рассказал Ескендир Рахметов.
Игра в асыки – это не просто развлечение, игра или вид спорта. Это наше достояние и культурное наследие. Играя в них, мы сохраняем память о предках и не отдаляемся от своих корней.

Асель АУКЕШЕВА

1912 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»