• ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
  • 19 Марта, 2021

Читалка "ДР"

Нынешний год объявлен в Казахстане Годом поддержки детского и юношеского чтения. Проблема снижения интереса к чтению, замена чтения компьютерными играми или просто просмотрами рекламных роликов стала общепланетарной и беспокоит думающих родителей повсеместно.

В редакционной почте с каждым днем все больше писем, посвященных чтению и книгам. И это не случайно! 
В Казахстане осенью прошлого года был дан старт проекту «Читающая школа – читающая нация». К сожалению, как заметил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, по результатам исследования PISA школьники Казахстана значительно отстают по читательской грамотности от своих сверстников из других стран. А это означает, что хорошими специалистами ребята, когда вырастут, не смогут стать. Решить эту проблему можно всем миром. 
Дети и взрослые на страницах нашей газеты делятся своими впечатлениями о прочитанных произведениях. И вы тоже можете рассказать о книгах, которые вам понравились, и вы считаете, что их обязательно должны прочитать ваши сверстники. 
В этом выпуске «Читалки «ДР» встретились третьеклассники алматинской школы №52 и читатель Восточно-Казахстанской областной детско-юношеской библиотеки Софья Бакишева из Усть-Каменогорска.

Ведущая рубрики 
Ольга ГУМИРОВА

«Результаты авторитетных международных исследований показывают, что у наших школьников не на должном уровне развиты читательские навыки. Привитие высокой культуры чтения и развития навыков читательской грамотности должны стать приоритетными направлениями образовательного процесса в казахстанских школах… Интерес к чтению, к познанию окружающего мира через книги должен формоваться у детей со школьной скамьи. А библиотека должна быть местом средоточия этого интереса, проводником в увлекательный мир книг. 
Общественности необходимо обратить на это пристальное внимание. Без книги, без библиотеки в современном мире невозможно развитие мышления человека».

Касым-Жомарт Токаев

И дети потянутся к книге…

Покупка книг – дорогое удовольс­твие, но поход в библиотеку в условиях карантина не желателен, а для учащегося начальной школы без родителей невозможен. Походы всем классом в библиотеку, как это регулярно делалось до карантина, теперь невозможны. Что делать в сложившейся ситуации? Так возник проект «Читающая школа», и наши учителя и библиотекарь сразу увидели его безграничные возможности.
Инициатором осуществления идеи стала библиотекарь нашей школы Саламат Розбайевна Курбанова. Опытный библиотекарь со стажем работы 24 года, из которых она 10 лет отдала работе в библиотеке нашей школы, она владеет информацией обо всем книжном фонде школы, который очень велик – это ­
20 527 экземпляров учебников и 17 770 экземпляров ху­дожественной литературы. Библиотека нашей школы никогда не пустует. Дети приходят сюда до уроков, на переменах и после уроков, тем более что для каждого класса выделено свое определенное время с соблюдением дистанции. Ребята читают в уютном читательском зале или выбирают книги на стеллажах. Цветы на окнах, тематические выставки к памятным датам – все располагает к чтению, вызывая интерес к книге.
Но библиотекарь и учителя решили: не только дети идут в библиотеку, библиотека сама придет в каждый класс. Так в нашей школе возникло движение «Читательский марафон» на базе книжного фонда школы. Идея такова: Саламат Розбайевна находит в фонде лучшие произведения классической литературы, делает копии на всех учащихся и отдает учителю. Учитель дает задание дома прочесть текст, а затем на уроке чтения обсудить его, приготовив ряд вопросов по тексту для одноклассников. На уроке обсуждения текста присутствует и библиотекарь. Она показывает книгу, из которой взят отрывок, и рассказывает о ней и ее авторе, чтобы после обсуждения ребята могли пойти и взять эту книгу для чтения.
Первым таким произведением стала хрестоматийная сказка «Ер-Тостик». Возникшая века назад, она отражает героизм народа, веру в себя, в победу добра над злом, утверждает вечные ценности – любовь, дружбу, верность. 
Первыми приняли участие в читательском марафоне учащиеся 3 «в» класса под ру­ководством учителя Н.Б. Павлетенко. Опытный педагог Наталья Борисовна постоянно прививает детям любовь к книге, имеет благодарственные письма от руководства библиотеки имени С. Бегалина и ЦБС Казахстана за активное участие в мероприятиях, организуемых библиотекой. И на сей раз идея была успешно воплощена в жизнь.
Библиотека сама пришла в класс в виде активного выставочного стенда с выставкой книг сказок – «Казахские народные сказки», «Волшебные сказки», «Сказки народов Казахстана» на двух языках. Ребята сопроводили свое обсуждение иллюстрациями, нарисованными ими заранее, обосновывая свой выбор.
В разделе «Герои положительные и отрицательные» и возникла дискуссия, каким героем следует считать Ер-Тостика и почему. Все единодушно решили: Ер-Тостик правильно поступил, когда решил найти своих братьев. Никого не удивил факт, что встреча героев после долгих лет разлуки помогла им вновь стать молодыми. Ведь когда любишь кого-либо, не замечаешь его внешность, а радость может сделать человека снова молодым – так решили ребята. На это мероприятие, которое прошло в ходе недели начальной школы пришли учителя, чтобы принять участие в старте марафона и продолжить встречу с лучшими книгами из фонда нашей школы, а их там много!
Завершая встречу, Саламат Розбайевна рассказала о книге «Казахские народные сказки», из которой была взята сказка «Ер-Тостик» и пригласила ребят в библиотеку для продолжения знакомства с книгами, показанными на выставке. Копия сказок, которая обсуждалась на уроке, отправилась в другой класс, чтобы марафон «Читающая школа» продолжался.

Учитель английского языка
Елизавета Александровна ПАВЛЕТЕНКО
преподаватель школы №52
Алматы

Верные друзья

Последней и самой удивительной книгой, которую я прочла вместе с апашкой, называется «Бродяги Севера», автором которой является американский прозаик, автор приключенческой литературы Джеймс Оливер Кервуд. Книга повествует о неразрывной дружбе черного медвежонка Неевы и верного пса Микки. Несмотря на то что герои совсем разные, им удается пережить вместе много невероятных и захватывающих приключений в самых дебрях Севера, почувствовать все прелести и трудности дикого мира. 
С самого начала и до конца я наслаждалась образами таинственного и пугающего леса, который в конце концов стал для наших героев бескрайним и родным домом. Меня восхищали новые персонажи, каждый из которых имел в характере свою изюминку в данном произведении. Каждый новый враг или соперник, при виде которых у друзей в глазах вспыхивал огонек от переполнявшего их возбуждения, а опыт предков подсказывал, как правильно нужно поступать. 
Было очень забавно и необычно наблюдать, как размышляют Неева и Микки, как делают для себя выводы о том или ином событии, случае, персонаже, пытаются понять, почему некоторые люди ведут себя так жестоко и мерзко, а другие окружают любовью и заботой. 
Эта восхитительная история показала, какой бывает дружба, ведь, несмотря на враждебность своих видов, Микки и Неева стали лучшими друзьями и товарищами. Благодаря этому роману я смогла увидеть, как живут люди и звери в суровых климатах Севера. Книгу «Бродяги Севера» я рекомендую к прочтению и детям, и их родителям, ведь рассказ о двух бродягах не даст заскучать.

Софья БАКИШЕВА
читатель 
Восточно-Казахстанской областной 
детско-юношеской библиотеки
ученица 7 класса школа №34 
Усть-Каменогорск

Занимательное чтение
«В стране веселого детства»

Несмотря на карантин и дистанционное обучение, библиотеки продолжают вести свою активную работу по продвижению книги и чтения среди школьников. Нам изредка удается попасть на краткие живые встречи с нашими юными читателями (естественно, с соблюдением всех санитарных норм!). К таким мероприятиям относятся занимательные чтения. Они не требуют много времени, длительных контактов и подготовки: краткое вступление, чтение вслух отрывков, обзор книг, заключительное слово. Для нас, библиотекарей, это время стало самым желанным. 
В честь 115-летнего юбилея детской поэтессы Агнии Львовны Барто библиотека им. Гани Муратбаева Централизованной системы массовых библиотек города Тараза провела занимательные чтения ее стихотворений под названием «В стране веселого детства». 
На чтениях присутствовали ученики 4 «ж» класса средней школы №35. Здесь было и знакомство ребят с краткой биографией поэтессы, рассказ об интересных фактах из ее жизни и ответы детей на вопросы викторины по книге «Игрушки», чтение стишков, известных с малых лет. 
«Воспитатель детских душ» – так можно назвать Агнию Барто, ведь именно ей, как ни кому другому, прекрасно получалось увидеть и обличить неприглядное в детях так, чтобы читатель принял и самостоятельно вынес свои уроки жизни на этих примерах. 
Занимательное чтение прошло по книге «Подростки, подростки...» издательства «Детская литература». Прочитанные стихотворения, а это «Три очка за старичка», «О человечестве», «О рыцарстве», «История одной профессии», очень понравились ребятам. Несмотря на весь юмор описанных ситуаций, стихи имеют явный поучительный и воспитательный характер. Ребята обсуждали персонажей, верно подмечая их ошибки и плохие поступки. Говорили о добрых делах.
Библиотечную работу с клубами, а их у нас несколько, и участниками также пришлось перестраивать. Например, на удаленку перевели действующий при нашей библиотеке научно-познавательный технический клуб Junior KZ, так как все члены клуба перешли на дистанционное обучение и собраться и провести занятия пока нет возможности. Поэтому мы готовим видеоролики, обзоры по темам клубного плана мероприятий и высылаем нашим джуниоровцам. Так мы поддерживаем интерес ребят и работу клуба.
Остальные мероприятия проводим в режиме онлайн или офлайн. Единственный положительный момент от ограничений это то, что библиотекари в совершенстве освоили программы InShot, видеомастер, видеоредактор: сборку, конвертацию, обрезку видео, наложение музыки в сети интернет и онлайн-режиме. Но никакая интерактивная форма общения с маленькими читателями не заменит нам реального. Поэтому мы с нетерпением ждем встречи с ними в стенах родной библиотеки!

Татьяна Александровна ГУРОВА
заведующая детским отделом городская 
библиотека-филиал им. Гани Муратбаева 
Тараз

Дорога к сказке

На сегодняшний день в нашей стране выстроена целостная система обучения и воспитания, ориентированная на современные потребности общества и государство в целом. Программа «Рухани жаңғыру» – новый подход к реализации задач, связанных с воспитанием казахстанского патриотизма.
В рамках программы «Рухани жаңғыру» библиотекарь школы провела чтение с остановками казахских народных сказок, цель которого – формирование патриотизма.
В чтениях приняли учащиеся 5 «а» и 5 «б» классов. Главными критериями оценки работ стали умение слушать друг друга, развитие памяти, внимания, мышления, умение классифицировать, обогащать словарный запас.
На чтениях были использованы как индивидуальные, так и групповые виды деятельности. Беседа началась с казахской народной сказки «Ер-Тостик».
Сказка чаще всего представляет собой эпическое, прозаическое произведение, где главными героями могут быть не только люди, но и животные, предметы, стихии. Сказка пытается с помощью созданных образов донести до читателя определенную идею. Любая сказка состоит из зачина, середины и концовки. Признаком сказки является то, что в ней всегда имеется мораль. Все сказки можно разделить на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые.
Далее проводилась беседа по содержанию сказки. В конце чтения были вручены грамоты всем учащимся.
Как говорил великий Абай Кунанбаев, «дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим».

А. КАИКЕНОВА
библиотекарь
Октябрьская школа
Восточно-Казахстанская область

 

 

688 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»