• Атамекен
  • 02 Июня, 2021

У истоков кочевой культуры

А вы знаете, как связаны между собой история и экология? Ученики 8-9-х классов школы-гимназии №13 «Экос» недавно узнали о науке «этноэкология» и об интересной археологической экспедиции в Ишимо-Чаглинском междуречье. Накануне Международного дня музеев сотрудники областного историко-краеведческого музея провели для них онлайн-коучинг.

Школьники вместе с сотрудниками музея Диной Кенжегуловой и Жасуланом Укеевым рассмотрели вопросы в области этноэкологии, в частности, затронули экологические моменты жизнеобеспечения тюркских народов, связь кочевого хозяйства с вмещающим ландшафтом, узнали об археологических исследованиях региона.
Дина Байгабыловна рассказала ребятам, что культурное наследие древних и средневековых жителей Казахстана – целый пласт материальных и духовных ценностей, оставленных многими поколениями предков. Большинство элементов этой великой культуры легли в основу жизни современного казахского и других тюркских этносов. Многие из них – неотъемлемая часть культурного кода оседлых культур и цивилизаций, что-то привычное, не связанное с древней степной историей.
– Этноэкология – научная дисциплина на стыке между этнографией и экологией человека. Она рассматривает целый ряд важных проблем, среди которых влияние экологических факторов на здоровье людей, использование природной среды, закономерности формирования и функционирования традиционных экосистем. По словам ученого-востоковеда Еркина Байдарова, предки современных казахов, будучи людьми кочевой цивилизации, оставили в наследство потомкам важные для нашей современности установки: культуру экологического отношения к окружающему пространству, традиции уважения к природе, к космосу и его законам, идеи соразмерности природы, социума и человека, – отметила спикер.
Школьники узнали, как взаимосвязаны климат, быт и взаимодействие человека с природой. Так, жилище казахского народа – юрта – замечательный памятник материальной культуры, обусловленный особенностями климата Казахстана еще с эпохи бронзы. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой – в постоянных теплых помещениях агашуй, жеруй, каратам, шошала. Размер юрты зависел от количества крыльев. К примеру, юрта, состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 квадратных метров. Убранство юрты состояло из деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Утварь и посуда хранились в подвесных сумках аяк кап, войлочных коробках шабадан, ковровых сумках коржын, состоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки сандык. Деревянные предметы – подставки, короба для продуктов, вешалки украшались художественной резьбой. 
В народном костюме казахов также отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. 
– Пища – источник энергии для каждого человека. Кроме своей основной роли пища у любого народа играет и огромную знаковую роль, является частью материальной культуры. Еда казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс, из верблюжьего – шубат. Из молока сбивали масло сары май. Для долгого хранения масла его промывали водой, солили и заполняли им бараний желудок – карын. 
Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог, курт, употреблялся в пищу зимой, его растворяли в горячем бульоне. Мучные продукты чаще использовались в зимнее время. Основной продовольственной культурой было просо, реже – пшеница и рожь. Пшеница более ценилась казахами, чем просо. Мука шла также на изготовление лапши кеспе, обжаренного в сале теста бауырсак. Рожь и ячмень занимали в рационе казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов и каши. Но основной пищей были все-таки мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные блюда – подкожный жир верхней части шеи – жал, мясо и жир области крупа – жая. Баранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо как основное блюдо подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон сорпа ели после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусочками на медленном огне, назывались куырдак. Говядину в пищу употребляли редко, – пояснила Дина Байгабыловна. 
О совместной экспедиции музея с доктором исторических наук, профессором археологии Виктором Зайбертом по изучению памятников эпохи бронзы Ишимо-Чаглинского междуречья рассказал Жасулан Укеев. Он показал школьникам фотографии с раскопок, а также найденные в экспедиции артефакты, которые сейчас представлены в экспозиции музея.
– В июне 2018 году мы исследовали курган на стыке Акмолинской и Северо-Казахстанской областей. Экспедиция обнаружила несколько ценных экспонатов. В их числе – бусины, талисманы, бронзовые кресты, часть клинка. 
Внимание археологов привлекли три керамических сосуда с тиснением. Все сосуды относятся к эпохе бронзы. Один из них относится к Петровской культуре, остальные два – к Алакольской и Федоровской. Части сосудов были вымыты, высушены и собраны заново после доставки в музей. Для реставрации использовался специальный керамический клей, недостающие части заменила гипсовая смесь, – пояснил научный сотрудник.
Еще одним интересным экспонатом стало женское украшение – бронзовая гривна. В музее хранилась реконструкция подобного ювелирного предмета. Благодаря участникам экспедиции фонд пополнится оригиналом, который датируется приблизительно XVIII-XVI вв. до нашей эры и относится к Петровской культуре бронзового века.
– В западной части кургана в ходе расчистки были обнаружены следы ритуального жертвоприношения – кости лошади. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню и верили в продолжение жизни в этом мире. Кроме того, у них была традиция поклоняться духам предков, поминать их. Древние также считали, что огонь очищает от греха и защищает от злых духов.
Ученые предположили, что в давние времена курган был разграблен, так как предметы и кости были найдены в разных частях захоронения. Все обнаруженные артефакты после исследования и реставрации заняли достойное место в экспозиции музея, – отметил Ж. Укеев.
В завершение коучинга ученики школы-гимназии поделились впечатлениями.
– Теперь мы по-другому будем смотреть на работу музея. Оказывается, научные открытия можно делать и в наши дни. Для этого необязательно ехать куда-то далеко, нужно внимательно изучать историю края, где ты живешь, – сделали вывод ребята.

Наталья ЯКОВЛЕВА 
Кокшетау
Фото автора

1624 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»