• Сочинялки "ДР"
  • 25 Августа, 2021

Читалка "ДР"

Мой друг – робот

Привет всем любителям хорошего чтения! Сегодня будет подборка книг о роботах. Я буду рада, если для кого-то с этих книг начнется путь в научную фантастику. А, может быть, вы захотите создавать роботов сами и запишитесь на кружок робототехники?..

Мой папа с раннего детства был, что называется, «на ты» с разной электроникой. Я росла в окружении всевозможных приборов и микросхем. Мама шутит, что папа может починить все, что угодно, от табуретки до космического корабля. Как известно, в каждой шутке есть доля правды…

Когда мне было лет 7-8, папа разрешил мне брать испорченные детали из его мусорной корзины. Я собирала перегоревшие лампочки, обрывки проводов, разные загадочные железяки, скрепляла их пластилином – так получались мои «роботы». За лето на полочке стояло около 20 таких поделок. Мне нравилось играть с ними, придумывать для них разные приключения. К сожалению, роботы мои со временем потерялись, а любовь к ним осталась.

В последнее время я очень заинтересовалась фантастикой. Я узнала, что в фантастической литературе есть целый жанр, посвященный механизмам с искусственным интеллектом – киберпанк. Кстати, слово «робот» придумал вовсе не ученый, как я думала раньше, а два брата, чешский писатель Карел Чапек и его брат Йозеф. Впервые новое слово появилось в пьесе Чапека «Р. У. Р.» – «Россумские универсальные роботы» в далеком 1920 году. Вот как сам Карел Чапек это описывает: «…В один прекрасный день автору пришел в голову сюжет пьесы. И пока железо было горячо, он прибежал с новой идеей к своему брату Йозефу, художнику, который в это время стоял у мольберта. Автор изложил сюжет так коротко, как только мог. «Но я не знаю, – сказал автор, – как мне этих искусственных рабочих назвать. Я бы назвал их лаборжи, но мне кажется, что это слишком книжно». «Так назови их роботами», – пробормотал художник, продолжая грунтовать холст…» В ранних русских переводах пьесы использовалось слово «работарь».

Сто лет шествуют роботы по страницам книг. Они помогают человеку и воюют, покоряют для него новые миры и обретают живую, вовсе не механическую, душу… Я хочу посоветовать вам именно эти фантастические книги, которые меня чем-то зацепили. Они хорошо подойдут для знакомства с жанром, и возможно, с них начнется ваша горячая любовь к фантастике, что подтолкнет вас читать не только книги про роботов, но исследовать фантастическую литературу дальше.

Оля ГРИГОРЬЕВА

выпускница 9 «б» класса

средняя школа №16

Кокшетау

Смотреть нельзя читать

«Электроник – мальчик из чемодана», Евгений Велтистов

Кому читать: всем, кто хоть раз мечтал, чтобы за него кто-нибудь сделал уроки.

В лаборатории профессора Громова появляется робот-андроид нового поколения, имеющий внешний вид 13-летнего подростка. Из-за оплошности профессора робот сбегает и совершенно случайно встречает Сережу Сыроежкина – мальчика, внешность которого использовали при создании Электроника. Сначала мальчик очень рад: в его распоряжении оказывается двойник, который все знает и все умеет. Электроник может сделать за него уроки или даже сходить в школу. Но со временем ему открывается совсем другая сторона медали…

Эта книга относится к твердой «советской фантастике». Я могу посоветовать ее всем, кто любит цикл Кира Булычева про Алису Селезневу. Велистов и Булычев немного похожи в своих идеях, но их герои переживают разные приключения. Книга довольно веселая и поучительная, в ней есть забавные ситуации, и она уже считается детской классикой.

Мне очень понравилась история о том, как автор придумал Электроника. Вот как Велтистов рассказывает об этом в предисловии к одному из изданий книги: «Однажды молодой автор собрался в отпуск, к теплому морю. Уложил чемодан, сел в такси. Несет по перрону чемодан к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а кирпичи, камни. Чтобы нести было легче, веселей, стал фантазировать: может, в чемодане кто-то есть? Может, там… электронный мальчик? Вот поставлю, подумал, чемодан на полку, откину крышку, мальчик откроет глаза, встанет и скажет: «Здравствуй! Меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю. А про воображаемого мальчика из чемодана не забыл…»

Давайте познакомимся с автором. Евгений Велтистов – советский писатель и сценарист. Родился в семье военного инженера в 1934 году. На второй год Великой Отечественной войны он пришел учиться в школу. «Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать все», – так писал о своем детстве писатель.

После школы Е. Велтистов окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова в 1956 году. Сначала работал в газетах, потом редактором отдела в популярном журнале «Огонек». Его первая научно-фантастическая публикация повесть «Приключения на дне моря» вышла в 1960 году в издательстве «Детская литература». Но самыми известными остаются книги о мальчике-роботе.

Несмотря на множество плюсов книги, я все же считаю, что фильм «Приключения Электроника» ничем не уступает книге, и пусть даже авторы сценария изменили сюжет (в фильме Электроник сбегает от профессора в надежде стать человеком). Детский музыкальный трехсерийный телефильм режиссера Константина Бромберга был снят на Одесской киностудии и вышел в 1980 году. Если вы его еще не видели, то от всей души советую посмотреть.

Интересный факт: Когда на главные роли утвердили братьев Торсуевых, обнаружилось, что утвержденный до этого на роль верзилы-хулигана Гусева мальчик был ниже их ростом. Васю Скромного, сыгравшего фильме Гусева, нашли случайно: он скатился с перил прямо на второго режиссера фильма Юлию Константинову, когда она в последний решающий день заглянула в одесский интернат.

Цитата: «Лучше грамм здоровья, чем тонна знаний».

 

Спасти робота!

«Дом роботов», Джеймс Паттерсон, Крис Грабенстейн

Кому читать: всем, кто любит комиксы.

«Меня зовут Сэмми Хейс Родригес. Я самый обычный мальчик... только в доме у меня живет куча роботов!» – так начинается эта забавная история.

Однажды мама настаивает, что бы Сэмми взял с собой в школу одного из ее роботов. Он сразу понимает, что это обернется для него большим количеством шуток и насмешек, а тут еще и робот начинает настаивать на том, что он его родной брат! Но оказалось, что в школе робот по имени Э стал очень популярным. Сэмми ревнует и отказывается иметь с ним что-либо общее. Но когда Э похищают, Сэмми понимает, что тоже любил его. Может быть даже, как брата. Тогда он со своими друзьями решает найти робота и вернуть его домой во что бы то ни стало.

Один из авторов книги Джеймс Паттерсон родился в 1947 году и вырос в Ньюбурге, штат Нью-Йорк. Получив степень бакалавра английского языка в колледже Манхеттен, он стал магистром в данной области. В 1971 году он был принят на работу в рекламное агентство «Дж. Уолтер Томпсон», где вскоре сделал головокружительную карьеру – от рядового менеджера до председателя компании. Первый роман Паттерсона «Число Томаса Бэрримана» отвергли 26 издательств, прежде чем компания «Little, Brown» решилась его опубликовать в 1976 году. Книга стала бестселлером и получила награду Эдгара По за лучший дебютный роман. Стоит отметить, что последнее десятилетие львиную долю книг Паттерсон пишет в соавторстве.

Кристофер Грабенштейн (Крис Грабенстейн) – американский писатель, родился в 1955 году в Нью-Йорке. Выпускник Университета Теннесси, долгое время работал рекламным агентом. Свой первый роман он опубликовал в 2005 году. С тех пор писал книги как для взрослых, так и для детей.

На мой взгляд, это довольно странная и слегка абсурдная книга. Я немного опоздала с ее прочтением, детям 7-12 лет она очень понравится. Это смешная, задорная и очень интересная история, большую роль в ней играют иллюстрации – черно-белые скетчи. Жаль, что я не встретила ее раньше.

Интересный факт: Джеймс Паттерсон включен в «Книгу рекордов Гиннеса» как писатель, имеющий рекордное число книг, ставшими бестселлерами. По итогам 2009 года общее количество его проданных книг за год больше, чем у Стивена Кинга, Джона Гришэма и Дэна Брауна вместе взятых.

Цитата: «Мама сказала, что весь этот дурдом – часть ее «самого важного эксперимента».

Обзор подготовлен при участии

Натальи ЯКОВЛЕВОЙ

Фото автора

16870 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»