• Будь здоров!
  • 19 Марта, 2021

«Волшебная комната» – в помощь детям

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания».
Б. Прейер

Л.С. Выготский говорил о том, что именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса, он же называл ребенка раннего возраста «ярким образцом эмоционального типа поведения». Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Дети, поступающие в наш центр, в большинстве случаев социально и педагогически запущены, вследствие чего сенсорная система, когнитивные и двигательные функции не развиты или не соответствуют возрасту. Психологическая помощь таким ребятишкам необходима в разных направлениях и в немалом объеме. 

Педагогический коллектив Центра поддержки детей Айыртауского района Северо-Казахстанской области проводит большую работу и делает все возможное для создания благоприятных условий для проживания, обучения и развития воспитанников. С момента поступления ребенка в наше учреждение проводится работа с органами опеки того района, из которого он поступил, для изучения причин, вследствие которых мальчик или девочка оказался без опеки родителей. Составляется анкета первичного наблюдения, тщательно изучаются медицинские документы, проводится диагностирование и только потом начинается совместная работа воспитателей, педагогов-психологов, медицинских работников.
Важная роль в адаптации ребенка к новым условиям, в его развитии принадлежит педагогу-психологу. Одним из продуктивных видов деятельности педагога-психолога является занятие с детьми в сенсорной комнате, или «волшебной комнате», как любят называть ее ребятишки. Возможности «волшебной комнаты» удивительны, и занятия, проводимые в ней, полезны не только для детей младшего возраста, но и для подростков с девиантным поведением, детей с ограниченными возможностями, с поражением центральной нервной системы. Известно, что чем больше сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения, тем успешнее и эффективнее происходит развитие.
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения ребенка, его сенсорного познавательного развития. Пребывание в ней способствует нормализации психического и эмоционального состояния детей, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности. Занятия, направленные на развитие восприятия и познавательной деятельности, с использованием оборудования сенсорной комнаты создают среду для обеспечения эмоционального комфорта и благополучия, для снятия тревожности в период адаптации и переживаний. Упражнения проводятся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. 
Занятия в «волшебной комнате» начинаются с сеансов, направленных на развитие общей чувствительности (развитие рецепторов, расположенных на коже и находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях), так как данный вид чувствительности является базой для формирования зрительного и слухового восприятия. Для таких занятий используются различные сенсорные панели для рук и ног. Работая с материалами, имеющими разную форму и фактуру (ворс, ткань, пластмасса и др.), ребенок учится различать свойства предметов: теплый – холодный, мягкий – жесткий, круглый – квадратный. 
Сухой бассейн – один из главных инструментов, тренажеров в сенсорной комнате. Это великолепное средство для точечного массажа. Постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. Подобные занятия улучшают зрительно-моторную координацию ребенка, чувствительность кончиков пальцев, а это дает возможность освоения новых ощущений малышу. Занятия в сухом бассейне имеют массу преимуществ, располагают широким спектром возможностей. Упражнения, проводимые в нем, служат для развития и укрепления мышечной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата.
Продолжением занятий являются игры на развитие тактильной чувствительности. Например, игра «Волшебный мешочек»: в непрозрачный мешок кладутся разнообразные по форме и материалу предметы, которые ребенок должен найти на ощупь и определить, что это такое. Для проведения занятий используется интерактивное оборудование: напольное покрытие и маты, подушечки и пуфики-кресла с гранулами, сенсорная тропа, детский уголок с пузырьковой колонной, сухой бассейн, пучок фиброоптических волокон с боковым сечением «Звездный дождь», тактильное панно «Ежик», диски с музыкальными произведениями, массажные мячики, отрезы прозрачного шифона («Волшебная полянка»), «Волшебные воздушные платочки» и др. Самое важное, чтобы каждое занятие дарило детям радостное настроение и вызывало интерес.
Основные задачи таких занятий – снятие эмоционально-мышечного напряжения; воспитание доверия, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым; развитие наблюдательности, внимания, речи детей, общей и мелкой моторики, игровых навыков, произвольности поведения, тактильной чувствительности и зрительной координации, слухового и зрительного восприятия; обогащение пассивного и активного словаря.
Педагог-психолог лишь сопровождает ребенка при переходе от наглядно-действенного мышления к образному. Чувство уверенности в себе, способность построить собственную картину мира и представление о своем месте в нем, а также психическое развитие ребенка в целом зависит от умения и такта педагога построить совместные действия с ним. 
В раннем возрасте непосредственное эмоциональное общение детей со взрослыми очень важно. Оно является ведущей линией его нервно-психического развития. Улыбка, ласковый тон педагога, поощрение действий воспитанника – все это позволяет обогатить ребенка положительными эмоциями; поистине волшебное воздействие интерактивной среды создает невидимый мостик между ним и педагогом.
Элементами игр являются специальные упражнения, которые направлены на развитие моторной ловкости, стимулирования сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, а также релаксацию – снятие эмоционального и мышечного напряжения. Такие занятия помогают существенно сократить адаптационный период к новым для воспитанников условиям жизни в центре, улучшают состояние ночного и дневного сна, служат профилактическим средством отклонений в эмоционально-волевой сфере дошкольников.
Сенсорная интеграция – один из методов, помогающий ребятам восполнить дефицит сенсорного опыта. Того самого опыта, который не дала им среда, в которой они находились (дети неправильно интерпретируют тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную информацию, что приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, мышечного тонуса и координации). Сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия (цветные модули), оборудование сенсорной комнаты успешно используются для развития и оздоровления детей. Правильно подобранные упражнения и занятия дают положительную динамику в достаточно короткие сроки, заряжают детей положительными эмоциями. Ребятишки младшего школьного возраста и воспитанники постарше с удовольствием приходят на занятия и ждут посещения «волшебной комнаты» с нетерпением.

Марина НЕСВЕТЕЕВА
педагог-психолог
Центр поддержки детей 
находящихся в трудной жизненной ситуации
Айыртауский район 
Северо-Казахстанская 
область

9146 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»