• Сочинялки "ДР"
  • 25 Августа, 2021

Зоозащита для начинающих – о новом школьном предмете

За последние годы понятие «жестокое обращение с животными» встречается все чаще. В интернете можно найти отдельный хэштег, подписывается множество петиций. Братья наши меньшие требуют защиты и внимания, и решения такой большой проблемы уже начинают появляться. Например, старший преподаватель кафедры религиоведения и культурологии КазНУ имени аль-Фараби, докторант Елнар Берикбаев предложил ввести новый школьный предмет «Человек и животное»:

– Вы предлагаете ввести новый предмет в школе. Зоозащитники добиваются отдельного закона и ужесточения наказания. Конечно, такую проблему нужно решать комплексно. Что же конкретно будут изучать дети в школе?

– Безусловно, нужно ужесточать наказание: вместо штрафов – реальные сроки лишения свободы с тратами на лечение животного. Но рано или поздно живодеры выйдут на свободу и при этом еще более озлобленными. Нужно с детства прививать людям бережное отношение к животным, устранять коренные причины жестокости.

Для этого я предлагаю ввести в школах предмет «Человек и животное» (ЧиЖ). Эти уроки помогут воспитать в детях сострадание к хвостатым, научат ответственному отношению к ним. Важно рассказывать детям о том, как правильно заботиться о питомцах, зачем нужна стерилизация кошек и собак, почему ни при каких условиях нельзя бить и обижать животных.

Можно включить в программу практические занятия в приютах для бездомных животных, где любой желающий сможет стать волонтером.

– Так ли важно создание отдельного предмета? Что вы думаете о включении нескольких модулей в курс, уже существующих «Самопознания», «Познание мира», «Биологии», «Литературного чтения» и других предметов? 

– Помимо внедрения нового предмета, я предлагаю написание нового учебного пособия. Дети проходят «Самопознание», «Основы религиоведения», заложенные в них идеи хорошие и гуманные, но в них наблюдается недостаток методического обеспечения и действительно интересных для школьников моментов. Это не приносит такой пользы, которую мы бы хотели видеть. Здесь складывается и отношение учителей. Мы до сих пор сталкиваемся с тем, что не хватает квалификации по тому самому же предмету как «Религиоведение», например. А в чем отличительная особенность нашего подхода? Мы предлагаем учебное пособие с интерактивной составляющей, ссылками на видео, например. Мы хотим обеспечить педагогов всей необходимой информацией, чтобы они не искали и не придумывали самостоятельно как завлечь школьников. Мы хотим, чтобы они открыли это методическое пособие и у них уже все было на руках. С нашим учебным материалом они могли бы просто открыть книгу и уже вести по ней урок. Ничего не нужно будет придумывать. Мы будем приводить интересные притчи, примеры с наших национальных традиций и обычаев по отношению к животным, максимально все самое увлекательное с ссылками на увлекательные лекции. Это облегчит преподавание и, я надеюсь, вызовет интерес у детей.

Многие говорят: «Сейчас мало кто читает. Зачем это пособие? Можно просто снимать на видео лекции и выкладывать в интернет». Но видео о животных смотрят в основном те дети, которые уже их любят. Человек, которому эта тема неинтересна, не будет целенаправленно включать, смотреть и изучать. Поэтому мы идем к тому, чтобы учебное пособие могло решить эту проблему, чтобы наш предмет и вся нужная информация была доступна в каждой школе на казахском и русском языках. Параллельно мы боремся с острой нехваткой контента по теме отношения к животным на государственном языке.

Включение в модуль – да, конечно, можно. Но здесь важно не допустить того, чтобы эти темы превратились в формальность. Многое зависит от методического пособия. Если нам дадут время, мы его напишем и распространим в школах. Мало одной идеи, нужно ее реализовать и обеспечить учителей удобствами.

– Кто сможет преподавать?

– Скорее всего, эта тема будет ближе к учителям биологии. У этих людей профильное образование, им будет легче объяснить азы. Конечно, речь не идет о мельчайших подробностях, например, внутреннем строении домашних животных, но тему бережного к ним отношения они бы преподнесли прекрасно.

– Какая возрастная группа будет изучать новый предмет?

– Я думаю, это будет среднее звено: ориентировочно дети с пятого по седьмой класс. Это тот возраст, когда у ребенка формируется способность заботиться, помогать. Главное, не упустить этот момент. И в этом же возрасте появляется подростковая жестокость – ее нужно избежать. 

– Стремления ухаживать и оберегать у ребенка зарождаются при непосредственном контакте с животными. В сельской местности эти контакты повседневны. Какие вы видите возможности в городе?

– Я против контактных зоопарков. Мы хотим предложить практику в приютах для бездомных животных. Городские дети могут приходить туда, общаться, учиться о них заботиться. Стоит учитывать, что не всем детям разрешают дома держать домашнее животное по ряду обстоятельств. Это не только нежелание родителей – существуют объективные причины, например аллергия домочадцев или неподходящие жилищные условия. А такие практические занятия могут помочь. Правозащитники откликнулись и обещают поддержку в этом вопросе.

– С детьми новый предмет действительно может помочь, но как переучивать взрослых?

– Прямо или косвенно наш предмет будет касаться и взрослых. Ребенок приходит со школы и рассказывает родителям о прошедшем дне: что обсуждали, какие темы затрагивали. Конечно, вопросы отношения к животным будут обсуждаться в семье, а это будет влиять уже как на родителей, так и на детей.

***

Идею введения нового предмета уже представили в открытом обращению Президенту страны Касым-Жомарту Токаеву. Как говорят инициаторы школьной дисциплины, издевательства над животными наносят серьезный ущерб имиджу страны. Комплексное «лечение» такой масштабной проблемы должно начаться немедленно и с разных сторон: предполагаемый законопроект (который еще не вступил в силу) и реформированная школьная программа могут существенно сдвинуть плачевную статистику в лучшую сторону.

Однако на деле пока нет ни ужесточения статьи УК РК «Жестокое обращение с животными», ни нового закона, ни школьного курса. На руках остаются голые цифры зарегистрированных случаев издевательств и покалеченные из-за человеческой жестокости беззащитные хвостатые. Однако тревогу уже забили и, самое главное, чтобы на смену горячих обсуждений пришли решительные меры.

Стоит помнить, что понимание как можно и как нельзя обращаться с братьями меньшими – тоже одно из них. Диалог, который начинается с детства, во многом определяет мировоззрение взрослого человека. Повторяя слова Елнара Берикбаева, главное – не упустить нужный момент.

Диляра ЯХЬЯРОВА

студентка 3 курса

факультет журналистики

12318 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»