• Говорим на 3-х языках
  • 25 Августа, 2021

Читалка «ДР»

Моя любимая энциклопедия

Привет всем любителям хорошего чтения! Сегодня будет необычная подборка, а именно – обзор по научно-популярным книгам для детей. Я постаралась найти максимально непохожие друг на друга энциклопедии, чтобы рассказать вам о мире науки.

Мне было 5 лет, когда в моей библиотеке появилась первая энциклопедия «Все о динозаврах». Несколько лет моим увлечением была зоопалеонтология – наука о вымерших животных. Я писала о них стихи, смотрела мультфильмы о приключениях брахиозавра Крошки-Ножки «Земля до начала времен», сочиняла рассказы и строила свои гипотезы об исчезновении загадочных гигантских существ. Сейчас на моих книжных полках стоят пять хороших энциклопедий о мире динозавров.

Но с годами мои интересы становились все шире, появились энциклопедии по истории, биологии, физике, химии. Троюродная сестра подарила мне книгу о психологии подростков – «Энциклопедию для девочек». Некоторые издания написаны слишком научно и предназначены для студентов – в годы учебы в университете мама изучала анатомию по «Медицинской энциклопедии» и зоологию по тяжелым томам «Животного мира».

Некоторые энциклопедии написаны настолько простым и понятным языком, что их можно читать совсем маленьким детям. О них и пойдет речь.

Оля ГРИГОРЬЕВА

выпускница 9 «б» класса

средняя школа №16

Кокшетау

Занимательная энциклопедия

«Физика на каждом шагу», Яков Перельман

Кому читать: Всем, кто хочет разобраться в мире физических явлений.

«Физика на каждом шагу» – это занимательная энциклопедия, которая будет интересна всем, независимо от возраста. Прошло более 100 лет с ее первого издания, но доступный язык и интересные примеры из мира физики делают ее актуальной по сей день. В этой энциклопедии вы найдете историю физики, опыты и яркие интересные иллюстрации, которые отлично дополняют повествование.

Несмотря на то, что некоторые термины и расчеты будут более понятны людям, которые уже знакомы с физикой хотя бы немного, она непременно заинтересует и тех, кто только начал знакомиться с этой наукой.

Мне понравилась книга, я пользовалась ею при подготовке к урокам физики, когда училась дистанционно. Она хорошо дополняет учебник и облегчает самостоятельное изучение школьного курса. Хотя я все же отдаю предпочтение биологии и истории.

Немного об авторе – человеке интересной и необычной судьбы. Соломон-Яков Исидорович Перельман родился в 1882 года в городе Белостоке Гродненской губернии Российской империи (ныне в Польше). Его отец Исидор (Исаак) Перельман работал счетоводом, мать Генриетта Исааковна Эрлих преподавала в начальных классах. Родной брат Иосиф Исидорович Перельман был прозаиком и драматургом, писавшим по-русски и на идише под псевдонимом Осип Дымов. В семье также росли старший брат Герман, сестры Анна и Сора.

Отец умер в сентябре 1883 года, и матери одной пришлось воспитывать детей. Она сделала все, чтобы дети получили достойное образование. В 1890 году Яков пошел учиться в первый класс начальной школы, а 18 августа 1895 года поступил в Белостокское реальное училище.

В 1899 года под псевдонимом «Я. П.» был опубликован очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя» в газете «Гродненские губернские ведомости». Читатели и не подозревали, что гимназист Перельман вскоре станет одним из лучших российских популяризаторов науки.

В августе 1901 года в Санкт-Петербурге Яков Исидорович был зачислен в Лесной институт, где его учителями были профессор Д.А. Лачинов, основатель кафедры физики и метеорологии, и профессор А.С. Домогаров, читавший курс высшей математики и механики. Практически с первого курса он начал сотрудничать с журналом «Природа и люди», первый написанный им очерк «Столетие астероидов» был напечатан в №4 журнала за 1901 год. В 1904 году Перельман, продолжая обучение, стал ответственным секретарем журнала «Природа и люди», а в 1913 году, со смертью прежнего редактора Ф.С. Груздева, возглавил редакцию.

В 1908 году Перельман защитил дипломную работу по теме «Старорусский казенный лесопильный завод. Его оборудование и работа» и получил диплом со званием «ученый-лесовод I разряда». Но работать по избранной в институте профессии ему не довелось, после окончания института Перельман начинает сотрудничать с журналом постоянно, и не только сам пишет очерки, но и печатает работы других.

В июле 1913 года вышла в свет первая часть книги «Занимательная физика». Книга имела ошеломляющий успех у читателей. Вызвала она интерес и в среде физиков. Профессор физики Петербургского университета Орест Данилович Хвольсон, познакомившись с Перельманом и узнав, что книга написана не ученым-физиком, а ученым-лесоводом, сказал Якову Исидоровичу: «Лесоводов-ученых у нас предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике, как пишете вы, нет вовсе. Мой вам настоятельнейший совет: продолжайте, обязательно продолжайте писать подобные книги и впредь».

Я не смогла пройти мимо еще одного интересного факта из жизни писателя. В 1913 году Перельман выступил с докладом в Российском обществе любителей мироведения «О возможности межпланетных сообщений», в основу которого легли идеи К.Э. Циолковского. В 1914 году он написал и опубликовал дополнительную главу «Завтрак в невесомой кухне» к роману Жюля Верна «Из пушки на Луну», которой дал определение «научно-фантастическая» (Жюль Верн свои романы называл научными, а Герберт Уэллс – фантастическими), став таким образом автором нового понятия.

Умер Яков Перельман в 1942 году от общего истощения, вызванного голодом, в осажденном немецко-фашистскими войсками блокадном Ленинграде. Похоронен в общей могиле на Преображенском еврейском кладбище

Интересный факт: Распространено заблуждение, что Яков Исидорович Перельман является отцом известного математика Григория Яковлевича Перельмана. Это неправда: первый из них умер более, чем за 20 лет до рождения второго.

В пересказе для детей и взрослых

«Приключения Маленького Человечка», Андрей Усачев

Кому читать: всем. Потому что знать свои права нужно каждому.

Писатель очень точно охарактеризовал содержание книги в подзаголовке – «Всеобщая Декларация Прав Человека в пересказе для детей и взрослых». Я познакомилась с ней неожиданно: мама готовила программу факультативных занятий для учеников начальных классов на основе этой истории. Несмотря на то, что я была немного младше них, я быстро прочитала книгу и многие моменты помню до сих пор.

Книга в форме сказки учит людей толерантности и закладывает основы демократии. Эта книга тем более полезна, что обо всех правах человека вы узнаете из сказок-историй.

Главный герой повествования – Маленький Человек. Он был очень маленький, и все у него маленькое, и дом, и сад. К тому же кожа у него была зеленой, что делало его непохожим на других. Его очень огорчало, что большие люди не обращали на него внимания. Они могли его толкнуть, пройти по его красивому саду и растоптать его маленькие цветы. Тогда Маленький Человек купил себе маленькую собаку, и теперь большие люди стали обходить дом стороной.

У Маленького Человека, как и у всех людей, была дома библиотека, и в ней он нашел книгу, которая называлась «Всеобщая Декларация Прав Человека». Ему очень понравилась находка, из нее он узнал, что люди должны уважать друг друга и знать свои права. Маленький Человек не просто прочитал книгу, но и применил полученные знания о правах на практике, защищая слабых и помогая тем, кому нужна была помощь.

Об Андрее Усачеве я писала неоднократно, повторюсь: на мой взгляд это один из лучших детских писателей-современников. Напомню основные факты его биографии. Учился в будущий писатель в Московском институте электронной техники, после четвертого курса ушел в армию, позднее окончил филологический факультет Тверского государственного университета.

Публикуется с 1985 года. В 1991 году стал членом Союза писателей. Книги автора переведены на английский, французский, немецкий, голландский, китайский, японский, корейский, иврит, вьетнамский, тайский, молдавский, польский, сербскохорватский и украинский языки. Но на

Андрей Усачев не только писал книги, но и работал на телевидении: придумывал сценарии и песни для передачи «Кварьете Веселая квампания», для многосерийного художественного фильма «Дракоша и компания». На протяжении нескольких лет вел детские радиопередачи «Веселая радиокомпания» и «Летающий диван».

На студиях «Союзмультфильм», «Экран», «Кристмас филмз», «СТВ» и других по сценариям и стихам А. Усачева нарисовано 25 анимационных фильмов, в том числе – один полнометражный. Кроме детских книг автор много писал для театра, в основном для кукольного и музыкального. Около 15 пьес Андрея Усачева успешно идут в 50 театрах России, Украины и Белоруссии.

Интересный факт: Книга рекомендована для изучения в школе Министерством образования России.

Обзор подготовлен при участии