• ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
  • 03 Ноября, 2021

Чудеса под куполом или самые опасные артисты

КОЛЕСО СМЕЛОСТИ

Каждое представление в казахском цирке уникально. Артисты трудятся над номерами ежедневно, чтобы удивить и порадовать зрителей. В цирковом искусстве очень много жанров. У каждого из них есть свои почитатели. Кто-то, затаив дыхание, наблюдает за гимнастами, парящими на трапециях, кто-то рукоплещет дрессировщикам, а кто-то ждет номеров, щекочущих нервы…

В основе циркового искусства лежит трюк – сложное для исполнения и эмоционально впечатляющее действие. Именно таким было выступление Нурсултана Канаева на американском колесе. Сначала зрители весьма спокойно наблюдали за уверенными шагами артиста в колесе, потом артист выбрался наружу и стал ходить по крутящемуся колесу на огромной высоте. Дальше – больше! Нурсултан надел шапочку, закрывающую глаза, и продолжил путь. В какой-то момент зашатался и чуть не сорвался. Удержавшись, решил показать высшее мастерство – запрыгал на скакалке. Крики «Браво!» и бурные аплодисменты стали лучшей наградой бесстрашному Нурсултану.

Выступления на американском колесе смелости, или как еще его называют колесе смерти, появились недавно в цирковой программе. Для данного номера на сцене цирка специально устанавливают конструкцию из металла высотой 8,5 метра. Конструкция напоминает огромный символ бесконечности с кольцами на концах. Артист или несколько сильных гимнастов раскручивают конструкцию и на огромной высоте и скорости выполняют трюки и упражнения на внутренней и наружной части колец.

Вся сложность и вся притягательность номера «Колесо смелости» в том, что здесь технически невозможна страховка. Сама конструкция снаряда, на котором выступает артист, не позволяет пользоваться страховочной лонжей. Нурсултан балансирует внутри колеса, которое раскручивается вокруг своей оси и поднимается на высоту больше десяти метров: «Все элементы построены на равновесии, здесь невозможно, как, скажем, в гимнастике, отработать что-то на полу – только на колесе.

ЧУДЕСА  РАВНОВЕСИЯ

Трогательным, красивым и в то же время технически сложным получился номер «Парный эквилибр», который представили золотые призеры VI Международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт» Талгат Уналбаев и Индира Туткабекова.

«Эквилибрист» в переводе с латинского означает «находящийся в равновесии». «Эквилибрис­тика» – термин, который обозначает определенные виды трюкового искусства, когда человек удерживает равновесие, находясь при этом в непривычном для тела положении.

Представьте, что споткнулись о камень, или попробуйте встать на одну ногу. Сразу нарушается баланс, и, чтобы не упасть, мы стараемся найти устойчивое положение. Именно это и лежит в основе эквилибристики – поиск баланса тела в любом положении. Еще в средние века артисты развлекали публику, балансируя на бутылках, канате, стоя на одной или двух руках.

Самым распространенным видом эквилибристики является ручной эквилибр. Эквилибр на руках предусматривает разное положение ног. Например, стойку на двух руках или двух локтях, можно выполнить через прогиб спины, можно встать в прямую стойку (ноги вместе и смотрят в потолок), можно раскрыть полушпагат и шпагат, перейти из продольного шпагата в поперечный и так далее. Любая смена положений влечет за собой смещение «мертвой точки», а следовательно, и нарушение баланса.

Талгат и Индира демонстри­руют необыкновенные способности сохранять равновесие в любом положении, при этом исполняя сложнейшие акробатические движения.

САМЫЕ ОПАСНЫЕ И ВОВСЕ НЕУКЛЮЖИЕ

Каждое представление сопровождается музыкой. Зритель уже с первых звучаний может определить, что будет на манеже. Под первые звуки русской народной песни «Калинка-малинка» самые юные зрители начинают рукоплескать – на манеж выходят мишки.

Сегодня использование животных в цирке вызывает много споров. Многие страны отказываются от номеров с животными. Зрителю, возможно, больно видеть пляшущих медведей, прыгающих через огненное колесо тигров. Но нельзя быть уверенным, что с животными плохо обращаются, осуждать дрессировщика, не зная закулисья...

С руководителем номера «Дрессированные медведи», известным постановщиком номеров с хищными животными Василием Дорониным я познакомилась давно. Помню, как тогда меня шокировал своими размерами умнейший медведь Тишка, подопечный Василия.

Дрессированные медведи выходят на манеж с Василием и Ольгой. Они умеют почти все: танцевать, ходить по канату, кувыркаться, прыгать на скакалке и жонглировать. Я каждый раз удивляюсь, почему в народе медведей называют неуклюжими. Эти животные просто потрясающие акробаты-гимнасты-эквилибристы и никакая косолапость им не помеха!

Со слов дрессировщика, циркового медведя нужно растить с малолетства. Первые три-четыре месяца малыши живут дома у дрессировщиков: воспитание, прогулки на улице и кормление с рук. Тогда же медведь начинает понимать, кто в доме хозяин. Иначе никак – это особый хищник, которого не возьмешь ни лаской, ни грубостью (!).

Я навсегда запомнила, как в одном из интервью Василий подчеркнул, что невозможно определить настроение медведя.

«Тигры и львы – те же кошки, только большие, – рассказывал Василий. – Их можно приласкать, погладить, они это понимают. Если хищнику что-то не нравится, он будет скалиться, дергать хвостом, прижимать уши. У медведей все по-другому. Ласки они не понимают: гладь, чеши – бесполезно. Мимики у них нет, и что на уме у этого зверя – неизвестно. Он может наброситься совершенно неожиданно. Реагирует медведь только на моральную силу, он должен чувствовать, что ты сильнее его».

Работать на манеже с животными всегда сложно. Их могут нервировать незнакомые запахи, шум и яркий свет. Ольга и Василий учат с детства своих подопечных тому, что шалости не должны переходить в агрессию, заигрываться нельзя. И, по словам Ольги, они это усваивают: медведи – умные животные.

«Все репетиции строятся на том, чтобы развить в медведе его природные способности. На манеже они выполняют то же, что в дикой природе. Но благодаря постоянным тренировкам достигаются красота и эффект. После исполненного элемента медведи получают лакомство – конфету, сгущенку, мед, печенье. У каждого питомца свои предпочтения». Кстати, Василий и использует только «мягкую» дрессуру. Что это такое? Банка сгущенки!

ОВАЦИИ АКРОБАТАМ

Каждый раз удивляют силой и смелостью акробаты-эквилибристы под руководством Бронзового призера VIII Московского Международного молодежного фестиваля-конкурса циркового искусства в цирке Ю. Никулина на Цветном бульваре и II Минского международного фестиваля циркового искусства Адлета Тиканова.

Чтобы добиться успеха в любом деле, необходимо много работать, тренироваться и учиться. С раннего детства Адлет мечтал работать в цирке. Как многие подростки, он увлекался паркуром (скоростным преодолением препятствий) и уличным танцем брейк-данс. Почти десять лет назад его заветная мечта сбылась – в 2012 году он устроился акробатом в Казахский государственный цирк. Благодаря своему труду и целеустремленности Адлет преуспел в своей профессии и стал одним из ведущих артистов цирковой труппы. Каждый год он принимает участие в соревнованиях за рубежом и завоевывает ценные награды.

«В цирке изначально я работал с женой в акробатической паре. Потом перешли на мачту. Мачта – это шест, который вы видите. Мы с ним работали очень долго. Потом переделали, сделали новый номер – переходная лестница. Чтобы выполнить этот трюк, нужны ежедневные тренировки», – рассказывает о своем пути в цирковом искусстве гимнаст. Со сложным акробатическим номером пара выступала на международных фестивалях циркового искусства на Украине, в России и Испании.

Сейчас он активно делится своим опытом с молодыми ребятами. Номера, где акробаты демонстрируют многократные сальто, чудеса эквилибристики всегда воспринимаются зрителями на ура.

ДЕБЮТ НА МАНЕЖЕ

Любители циркового искусства часто посещают арену цирка, поэтому их необходимо постоянно чем-то удивлять. Поэтому режиссеры и постановщики стараются находить новых артистов и включать их номера в программу.

В представлении EXCENTRIKO на манеже Алматинского цирка дебютировала молодая талантливая воздушная гимнастка Ирина Храменкова с номером «Кор-де-парель».

Откуда же берет свои истоки воздушная гимнастика, «так пышно распустившаяся под куполом цирка к концу прошлого столетия»? Если обратиться к энциклопедии, посвященной цирковому искусству, то следует вот что. В очень глубокой древности – в середине XV столетия – на ярмарках в качестве одного из основных аттракционов были воздушные канатоходцы, которых и можно считать основоположниками современных воздушных номеров. К канату вскоре добавились кольца, кор-де-волан и трапеция.

Номер Ирины Храменковой наполнен романтикой и любовью. Девушка на канате, благо была страховка, выделывала что-то невообразимое: она садилась на шпагат, вставала на мостик, совершала «вертушку» и даже танцевала.

ТОПОТ КОПЫТ,КОНЬ ЛЕТИТ

В цирке есть определенные традиции, суеверия и правила. Например, со слов дрессировщика Василия Доронина, на манеж медведи выходят исключительно на двух задних лапах. Медведь, передвигающийся на всех четырех конечностях в цирке – плохой тон.

Есть также и суеверие – артистам нельзя в цирке щелкать семечки – не будет сборов (будет мало зрителей). Артисту очень важно, чтобы на представлении было как можно больше зрителей, и не только потому, что часто от этого зависит зарплата артиста, но и потому, что при полном зале намного легче и приятнее работать.

Есть в цирковом мире и прикольная примета – нельзя просто так проходить через центр манежа. Манеж не любит проходимцев и бездельников. Обычно обходят, но если очень нужно, делают какой-то финт, кульбит, прыжок. Эта примета касается только артистов, но не касается тех артистов, которые в данный момент репетируют, страхуют, выступают или делают другие полезные действия.

А есть и правила, которые очень важно соблюдать, чтобы не нарушить технику безопасности. По исполнению некоторых из них легко определить следующий номер в программе. Например, если вокруг манежа возводятся решетки или сетка, то приготовьтесь встретить хищных животных. А если снимается ковровое покрытие манежа, то будут выступать артисты на лошадях.

По сложившейся традиции конноакробатическая группа «Номад» под руководством Заслуженного деятеля Республики Казахстан, обладателя премии «Таурус» Мировой академии каскадеров (США) Жайдарбека Кунгужинова выступает в завершении программы. Каждый выход группы – это новый номер, новые трюки и новые впечатления у зрителей.

Исполнение некоторых сложных трюков доступно лишь наиболее талантливым и хорошо подготовленным джигитам. К таким трюкам относятся: пролезание с завязанными глазами под животом скачущей лошади; фиксирование горизонтального положения туловища под животом лошади; из положения поперек седла полный оборот на 360 градусов в сидячее положение (крутка); одновременный прыжок через препятствие двух лошадей со стоящим на них наездником.

В этот раз джигиты порадовали публику и трюками, и юмористическими эпизодами, и театральной инсценировкой. Безудержно смеялись зрители над смельчаками, которые вышли на манеж, чтобы взобраться на скачущую лошадь. Очень интересной и завораживающей получилась инсценировка приручения лошади.

Лошади – гордость казахского цирка. Лошадей любят, холят и лелеют. В одном из интервью руководитель группы рассказал,  что с лошадьми обращаются, как с детьми. «Если животное бить, оно будет бояться, не станет работать и начнет злиться, – говорит Жайдарбек. – Верблюд или жеребец может запросто перекусить человеку руку. Как и человек, они понимают ласку, доброжелательность, любят поиграть, разные вкусности. Чтобы воспитать одну цирковую лошадь, нужно три-четыре года».

Набор конных трюков джигитов под руководством Жайдарбека Кунгужинова по-настоящему поражает и восхищает: синтез элементов спортивной гимнастики, акробатики и эквилибра, скорость, благородство и стать лошадей, полное доверие между наездниками и скакунами!

Представление EXCENTRIKO продлится до 14 ноября. А осенние каникулы – как раз время для посещения цирка. Ведь именно здесь можно окунуться в прекрасный мир циркового искусства и беззаботного детства, вместе с главными героями станцевать «Калинку-малинку», взметнуться ввысь под купол, научиться ездить верхом, жонглировать и просто получить удовольствие от происходящего.

Сарина АКАШЕВА

Фото автора

2992 раз

показано

5

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»