• Шанырак
  • 21 Февраля, 2023

СВИДЕТЕЛЬСТВО РАЗНОСТОРОННЕГО ТАЛАНТА

В библиотеке-филиале №29 Централизованной библиотечной системы Караганды прошло обсуждение романа Султанмахмута Торайгырова «Камар Сулу», посвященное 109-летию со дня написания произведения (1914 г.) и 130-летия со дня рождения С. Торайгырова (1893-1920), который мы отмечаем в этом году. 

В мероприятии приняли участие ученики 9-х и 10-х классов двух школ: школы-центра дополнительного образования №5 и школы-гимназии имени М. Жумабаева. В начале года им было предложено к прочтению произведение С. Торайгырова «Камар-Сулу». В ходе мероприятия они активно выражали свое мнение о прочитанном, делились видением описываемой трагедии в произведении. Учащиеся Кайрат Бекнияз и Жансая Жанабаева прочли наизусть отрывки из писем героев произведения: Ахмета и Камар, а Адилет Елтай прочел стихотворение поэта С. Торайгырова «Шәкірт ойы».

Мероприятие проводилось с целью пропаганды произведений казахского поэта, просветителя, мыслителя и общественного деятеля Султанмахмута Торайгырова подрастающему поколению, привлечения ребят к чтению книг казахских писателей. Библиотекари старались ознакомить читателей с основной сюжетной линией романа, раскрыть тему и идею произведения, повысить читательский кругозор и приобщить молодежь к творческому поиску через анализ произведения, познакомить с нравами и обычаями того времени, воспитанию молодых людей на примере художественных произведений авторов казахской литературы. Библиотекарем также был проведен обзор литературы, представленной на книжной выставке «Алаш идеясының жаршысы».

Султанмахмут Торайгыров является создателем первых романов в стихах и прозе, первых философских и социальных поэм и очерков. Роман «Камар-Сулу» («Красавица Камар») является первым романом ­С.Торайгырова, в нем он разоблачает нравы родовых воротил, выступает за эмансипацию женщин. Роман «Камар-Сулу» – страстный протест против беззакония и произвола, в защиту женщин – еще одно свидетельство разностороннего таланта молодого Султанмахмута Торайгырова. Написанный с присущей ему социальной заостренностью, ярко и вдохновенно, когда все симпатии на стороне молодых людей, роман вводит нас в мир сильных, чистых чувств. Нас покоряет непосредственность и открытость юных героев, мы проникаемся неприязнью к жестоким, грубым людям, топчущим светлое, доброе.

Умной, красивой Камар, казалось бы, уготована достойная жизнь. Но она ввергнута в пучину страданий, смерть настигает ее совсем юной. Султанмахмут подробно, с состраданием описывает судьбу своей героини, он восхищается ею, ее внешней и внутренней красотой, цельностью и глубиной ее чувств, ему невыразимо тяжело видеть психологический надлом Камар. Так и кажется, что в этом прекрасном образе юной страдалицы отзывается боль самого юноши-автора.

Резко отрицательно, сатирически-гротескно воссоздается мир хищников – Нурума и Оспана. Алчный, невежественный и уродливый бай Нурум олицетворяет зло.

Не приемлет автор религиозное ханжество и суеверие. Прикрываясь именем бога, фанатики творят темные дела. Страшна картина лечения шаманом больной Камар.Обессилевшую девушку знахарь-шарлатан на глазах суеверной толпы доводит до потери сознания. Многие картины романа, в том числе сцена невежественного «лечения», перекликаются с другими произведениями автора, где он также выступает против мракобесия.

Привлекательная Камар – натура глубокая и цельная. Смелая и гордая девушка олицетворяет духовную красоту юного поколения. Жизни в неволе, жизни без любви Камар предпочитает смерть. Гибель ее – проклятие «темному царству» Нурума и Оспана, губящими все прекрасное и доброе. Но в то же время Камар человек нового времени. Принадлежит к новому поколению, интеллигентному, образованному, она предъявляет к жизни более высокие требования. Ею нельзя помыкать, хотя бы и прикрываясь законами шариата. В отличии от образов героинь эпических поэм, душевный мир Камар раскрыт полнее и глубже. Ее трагическая судьба приводит к выводу, что даже в далеком ауле молодежь не может как прежде безропотно переносить бесправие, мириться с патриархальными устоями.

Стиль романа восходит к фольклорной поэтике. Автор выражает свои симпатии и антипатии открыто, персонажи обрисованы без полутонов – это или носители зла, или поборники добра, одни уродливы, другие – прекрасны. Так, например, Ахмет, возлюбленный Камар, подобно эпическим героям сравнивается с барсом, соколом: «Вдобавок к своему уму Ахмет был храбр, как барс, красив, как сокол, и талантлив, как знаменитый акын... Словом, среди юных Ахмет был самым юным, среди достойных – самым достойным, среди храбрых – самым храбрым».

Роман «Камар-Сулу» можно назвать поэмой в прозе. Поэт пишет взволнованно, порою ритмической прозой, вставляет стихотворные тексты. Красочные эпитеты и сравнения, поговорки и пословицы, крылатые выражения, взятые из устной поэзии и созданные самим С. Торайгыровым, придают стилю романа своеобразный национальный колорит, в текст вплетаются поэтические письма, народные песни (жар-жар, айтыс).

Язык романа Торайгырова сочный, меткий, уходящий корнями в поэтическое творчество. Но Султанмахмут не ограничивался использованием лишь богаством родной речи, он использовал слова из русской лексики для передачи новых мыслей и идей.

Творчество С. Торайгырова проникнуто страстной мечтой о свободном обществе. Устремленное в будущее его литературное наследие несет идеи человечности, бескорыстной любви к родине. Своей подвижнической жизнью и творчеством поэт-народолюбец утверждает нравственный идеал человека.

Мероприятие никого не оставило равнодушным. В конце была сделана совместная фотография. Запись прямого эфира с мероприятия, а также видео и фотографии мероприятия были выставлены как на сайтах школ-участников, так и на библиотечном сайте.

Салтанат Тураровна

ИСАКОВА

заведующая филиалом-

библиотеки №29

Централизованная

библиотечная система

Караганда

5779 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»