• ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
  • 23 Мая, 2023

Остров волшебников

Ежегодно 18 мая во всем мире отмечается Международный день музеев. Он появился в календаре человечества в 1977 году, а с 1978 года Международный день музеев стал отмечаться по всему миру.
В 2023 году в этой акции участвовало более 145 стран мира, в том числе и Казахстан. Сотни музеев по всей стране открыли двери для посетителей. Надеюсь, и вы, читатели газеты «ДР», тоже побывали на этом удивительном празднике.

Иногда от ребят можно услышать: «А зачем нам нужны музеи?».
Музеи – это место, где можно увидеть картины известных художников, ознакомиться с бытом и ремеслами разных народов, узнать, как жили люди в далекой древности и много еще чего полезного.  
Музеи – это такие своеобразные грандиозные копилки, я бы сказала даже так, сокровищницы, где собираются и хранятся экспонаты, рассказывающие об истории и культуре жителей земли.  
Задача музея – сохранить для будущих поколений культурное наследие. 
Музеи бывают самые разные. Их великое множество. Есть художественные, музыкальные, профессиональные, литературные, а также краеведческие и исторические. 
Те из них, где собрана задокументированная история человечества, относят в группу исторических музеев. В их число входят и археологические музеи. 
Наверняка многие из вас слышали о государственном музее-заповеднике «Иссык». В его витринах представлены артефакты, найденные во время археологических раскопок, это всевозможные горшки, каменные орудия, предметы быта, например зернотерки или песты, украшения. Но мало кто задумывался о том, в каком виде их нашли ученые. 
Чтобы некоторые экспонаты стали украшением музейных коллекций, над ними пришлось основательно поколдовать реставраторам – совершить просто невозможное, чтобы предмет, пролежавший в земле тысячи лет, обрел вторую жизнь в музее.
***
А сопроводительной к экспонату информации очень редко указывают, кто и в каком учреждении ему вернули первоначальный облик. Но вот у нескольких экспонатов в музее-заповеднике «Иссык» такая информация есть, например, реконструкция «Золотого человека» – одного из символов нашего государства.
Это главная авторская работа Крыма Касенхановича Алтынбекова – разработка костюма по археологическим данным так называемого «Золотого человека» из кургана Иссык, найденного в 1969 году недалеко от Алма-Аты. Именно эта версия признана лучшей специалистами в области истории и археологии Казахстана. Такие же реконструкции «Золотого человека» из музея «Иссык» экспонируются в Государственном музее РК в Алматы, музее Первого Президента, Назарбаев центре (Астана), штаб-квартире ООН, расположенном в Нью-Йорке.
В «Иссыке» есть еще несколько артефактов или их копий, которыми благодаря Крыму Алтынбекову и сотрудникам его лаборатории под названием «Остров Крым» могут любоваться посетители.
***
О том, чтобы побывать в этой удивительной лаборатории, мечтают многие, но не многим выпадает такая честь. 
Работа реставраторов не терпит суеты и толп посетителей. Прежде всего это научное учреждение, хотя в ней на временном хранении-лечении находится великое множество ценнейших музейных экспонатов. 
На днях члены нашей команды волонтеров «Охотники за петроглифами» заглянули в гости к Крыму Касенхановичу – мы сейчас работаем над большим и сложным проектом – парк петроглифов «Аркалан», который весной следующего года откроется в Главном ботаническом саду Алматы. Алтынбеков вместе со своими сотрудниками помогает нам в реализации нашей задумки.
***
Лаборатория «Остров Крым» – одно из самых удивительных и загадочных мест, которые я когда-либо посещала. Это нечто среднее между сказочной лавкой антиквара, кабинетом алхимика, средневековой библиотекой и хирургической операционной. В лаборатории несколько помещений, в которых можно заблудиться, как в лабиринте. 
Главное украшение кабинета Крыма Алтынбекова – книжные полки. Книги стопками лежат на столах и тумбочках. С ними постоянно работают.
В следующей комнате, которую я про себя называю операционной, на столах расположились… двери из мавзолея Ахмеда Яссауи, памятника из списка ЮНЕСКО. Они здесь находятся на реставрации. Время не пощадило это произведение искусства. Да-да, именно так. Каждый сантиметр дверей, это не преувеличение, украшен искусными композициями из драгоценных пород дерева и металла. Тысячи, миллионы людей проходили мимо них и не видели чудесной работы средневековых мастеров, и не только потому, что невнимательны, время и природа нанесли серьезный вред экспонату. И сейчас реставраторам приходится миллиметр за миллиметром восстанавливать былое великолепие, очищать от наслоений пыли и жира, вставлять утраченные детали. Все работы проводятся с увеличительной лупой, соединенной с монитором, на котором можно детально разглядеть участок двери, увеличенный в сотни раз. Заодно реставраторам пришлось заняться и лечением створок дверей, в которых поселились прожорливые личинки и уже местами основательно погрызли уникальный артефакт.
Здесь же в этой комнате стоит копия урждарской шаманки, с которой можно даже сфотографироваться. Вот только мы не рискнули – на фоне ее роскошного одеяния выглядели более чем скромно. 
А еще в здании есть своя собственная фотостудия – большинство фотографий в монографиях были сделаны именно в ней. 
Самое секретное и редко посещаемое место – химическая лаборатория, настоящая мастерская волшебников. Здесь хранятся препараты, благодаря которым творятся чудеса – возвращается «молодость» древним артефактам, исчезает ржавчина, восстанавливается цвет старинных тканей, накрепко склеиваются сломанные предметы. Большинство составов Крым Касенханович разработал сам. 
С улыбкой поделился, что, когда учился в школе, не особо уделял внимание химии, не думал, что ему пригодятся в жизни знания по этому предмету, о чем позже очень сильно пожалел – пришлось срочно наверстывать упущенное. 
Им сейчас разработано и запатентовано несколько методов консервации и реставрации, в том числе создание патины, аналогичной натуральной на камнях. Благодаря этому посетители Государственного ландшафтного музея-заповедника «Танбалы» из списка памятников ЮНЕСКО даже не замечают, что некоторые петроглифы были сильно повреждены вандалами. А еще он разработал авторский  метод изъятия археологических артефактов блоками, который позволяет наиболее безопасно транспортировать предметы, сохранить максимум информации и наиболее полно и комплексно изучить находку в лабораторных условиях. 
***
Во время посещения лаборатории «Остров Крым» все время не оставляет ощущение, что прямо здесь в твоем присутствии творится волшебство. Я немало за свою жизнь поработала на археологических раскопках и хорошо знаю, в каком состоянии археологи обычно извлекают артефакты из земли – куча обломков или осколков, комки чего-то абсолютно непонятного… В этой лаборатории знают, как из тысячи микроскопических фрагментов возродить, например, колчан со стрелами, фрагмент войлочного ковра, старинное украшение эпохи бронзы…
Чудеса эти рукотворные и все удается сотворить благодаря знаниям, терпению и чувству ответственности, ведь если ты этого не сделаешь, то ценный артефакт исчезнет навсегда. 
Результат работы сотрудников лаборатории «Остров Крым» впечатляет, миллионы людей во всем мире теперь знают, как выглядели тысячи лет назад знаменитые берельские кони, сарматский вождь и уржарская жрица, кимакский конь, а также множество других артефактов, например, надпись на бересте из Аблайкита, колчан тюркского воина и много еще чего, что посетители могут увидеть в музеях Казахстана и не только.

Ольга ГУМИРОВА
Алматы
Фото автора

104 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»