• ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
  • 23 Мая, 2023

Мечтой и знанием окрыленные, работают юные ученые

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением. Учение с мучением – дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу или собрать конструктор, который недавно тебе купили.
А что же такое учение с увлечением? Это радость браться за трудную задачу по физике, вертеть ее так и этак, прикидывать – может, и получится? Прочитать книгу! Создать что-то уникальное своими руками! Тем более сегодня обыкновенные школьники умеют разрабатывать такие инновационные проекты, которые могут помочь в таких сферах, как медицина, космос, биология, агрономия.

Интеллект для компьютера 

В школьном курсе информатики есть раздел, посвященный нейронной сети. Что это? Нейронная сеть – метод в искусственном интеллекте, который учит компьютеры обрабатывать данные таким же способом, как и человеческий мозг.
На недавно прошедшем конкурсе исследовательских проектов в Абайской области ученики средних школ представили несколько высокотехнологичных изобретений в сфере образования, медицины и сельского хозяйства
Учащийся средней общеобразовательной школы №7 города Семей разработал систему для интегрирования нейросетей в образование.
Со слов автора разработки, ученика 8 класса Темирлана Темирбаева, нейросети могут использоваться для оптимизации образовательных процессов, повышения их эффективности, адаптации к индивидуальным потребностям и особенностям учащихся, а также для повышения качества образования в целом.
– Использование нейросетей сократит время, затрачиваемое на проверку заданий, улучшит точность оценки. Адаптация учебного материала к потребностям учащихся может привести к увеличению мотивации и интереса к обучению, – считает школьник.
В этой же школе ученик 9 класса Нурлыхан Маратов изобрел приложение QEFO.KZ для медицинских работников. Медицинский идентификатор содержит QR-КОД, который можно считать через камеру любого смартфона и получить информацию о пациенте.
– Такой набор данных называется MEDICAL ID. Медицинский ID есть, например, в IPHONE, а доступ нему открыт, даже если смартфон заблокирован. Работники медицинских служб при необходимости смогут узнать информацию о пациенте за пять секунд, – рассказал Нурлыхан.
Медицинский идентификатор может пригодиться пожилым и людям с хроническими заболеваниями. «Такие аксессуары в обществе будут очень полезны: жизненно важные минуты в экстренных случаях не будут потрачены на идентификацию личности. Браслеты не электронные, а обычные. В них нет чипов и антенн 5G. Они не облучают владельца микроволнами и не приводят к деменции. Это просто гипоаллергенный силикон и нейлон с нанесенным рисунком QR-кода. Опасности такие аксессуары не представляют. Чтобы реализовать свою идею, я создал сайт на tilda – конструкторе сайтов. На сайте хранится информация о человеке, после я разработал QR-код в который поместил сайт», – поделился девятиклассник.
Также Нурлыхан подготовил проект «Бесконтактные медицинские карты QEFO.KZ» к другому фестивалю. Руководителями проекта выступили учителя информатики Галия Жалелова и Гульмира Сангалиева.
Уникальный проект автоматизации овцеводства представил учащийся городской многопрофильной казахской школы-гимназии Аягузского района области Абай. Восьмиклассник Айдарбек Бекнур рассказал, что во время каникул помогает дедушке, который живет в селе. Работы в хозяйстве очень много – пасти скот, готовить сено, ухаживать за животными.
– В будущем у меня большая мечта – добиться автоматизации хозяйства, что позволит облегчить работу отца и деда, – поделился Бекнур.
Также ученик 8 класса многопрофильной гимназии №5 имени Шакарима г. Семей Муратхан Ерасыл изобрел систему для автоматизации настольных игр. Автоматизированная система, соблюдая правила игры, выводит истинное количество очков и определяет конкретного победителя. Учит четко следовать регламенту времени, отведенному игре.
Еще одним открытием стал проект школьниц городской многопрофильной казахской школы-гимназии Аягузского района. Ученицы 10 класса Медина Болатова и Балауса Бекен представили проект «Электромобиль, электростанция и теплица». Его цель обеспечить электростанции для электромобилей энергией, вырабатываемой солнечными панелями.

Под куполом звездного неба

На недавно прошедшей в Детско-юношеском центре «Планетарий» города Новосибирск III астрономической олимпиаде для школьников 5-7-х классов «Малая Медведица» Казахстан представляли воспитанники астроклуба «Антарес» Дворца школьников им. М.М. Катаева. 
В команду вошли: Кирилл Добровольский, учащийся 7 класса СОШ №4 города Павлодар, Адлен Майданов, учащийся 7 класса СОШ №4, Алияр Садуев, учащийся 6 класса лицея №8, Асанали Сагындык, ученик 5 класса лицея №8, Ерболат Шарипхан, ученик 5 класса лицея №8, Елхан Духтурбаев, ученик 5 класса СОШ №11.
Научные соревнования включали 4 тура: теоретический, под куполом звездного неба, творческий тур и командный зачет. Кроме увлекательных научных состязаний для участников была подготовлена развлекательная программа. Ребята посетили новосибирский зоопарк, где как раз недавно на свет появились белые медвежата, океанариум, побывали в музее эволюции Земли, технопарке, также была организована автобусная экскурсия с гидом по столице Сибири Новосибирску. Руководители команд участвовали в работе круглого стола, где каждый рассказывал о популяризации астрономии в своих регионах, делился опытом. Все посетили малый планетарий СГУГиТ.
Также организаторы олимпиады пригласили юных павлодарских астрономов на встречу с космонавтом Михаилом Корниенко. Михаил Борисович ответил на вопросы юных астрономов, поделился впечатлениями о космодроме Байконур, о котором у него остались теплые воспоминания, рассказал о работе с казахстанским космонавтом Айдыном Аимбетовым и передал ему большой привет.
– Все ребята являются учащимися первого года обучения. Целью участия команды было формирование олимпийского резерва, ведь основные астроолимпиады начинаются со старших классов. «Малая Медведица» принимала участников более юного возраста, что дает возможность оценить потенциал новичков и уже внимательно подходить к подготовке команды к республиканским и международным мероприятиям. По итогам олимпиады наши ребята заняли призовые места: Шарипхан Ерболат – 2 место и Духтурбаев Елхан – 3 место. Хочется отметить, что председатель оргкомитета Михаил Гаврилов дал ценные указания по подготовке, отметил неплохой уровень знаний нашей сборной и пожелал ребятам удачи, – рассказала руководитель астроклуба Гульнар Баубекова.

Вместо топлива

Топливо – это вещество, способное выделять энергию в ходе определенных процессов, которую можно использовать для технических целей. Сегодня большинство специалистов задумывается, как создать такое топливо или вещество, которое не принесет вред окружающей среде и будет иметь хорошую мощность. 
Ученикам 11 класса физико-математического лицея города Костанай Сергею Трефилову и Александру Цюпай почти удалось такой создать. По словам юных разработчиков, механизм поможет в разы повысить эффективность полевых устройств.
«Интеллектуальная система использует электричество вместо вредного топлива на нефтяной основе. Современные системы GPS, безопасные препараты, а также умные алгоритмы просчета маршрута и расхода жидкости, коэффициент полезного действия возрастает, а затраты ресурсов снижаются. Нами было проведено множество тестов, в том числе в полевых условиях. И все доказали жизнеспособность разработки», – рассказали школьники.
Информатикой, моделированием и робототехникой Сергей Трефилов и Александр Цюпай начали заниматься в начальных классах. Они являются призерами Республиканского конкурса социальных проектов, участниками Международной выставки цифрового форума.

Сарина АКАШЕВА

135 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»