• ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
  • 23 Апреля, 2024

Медиаграмотным надо быть всем

Современное общество живет в эпоху технологического бума, где вся жизнь оцифрована и хранится в одном телефоне, который помещается в карман. Еще 20 лет назад люди не могли и представить себе такого, а сейчас это совершенно не удивительно. Теперь нам остается не только наслаждаться новыми благами, но и стараться не забывать о своей безопасности. Ведь то, что для нас раньше было чудом, сегодня может стать настоящей угрозой.

 

Доверяй, но проверяй

«В наше время современные школьники свободно владеют возможностями интернета и мобильных телефонов и, не понимают, как без этого жил мир 20 лет назад. Дети и подростки – самые активные пользователи информационно-коммуникативных технологий. Они ищут информацию на веб-сайтах, общаются онлайн через социальные сети, создают свои блоги, обмениваются музыкой и фильмами и обсуждают проблемы на форумах, находясь на расстоянии в тысячи километров. Но есть и обратная сторона медали. 
В интернете скрыто довольно много опасностей. При неблагоприятных условиях он вызывает зависимость, также высока вероятность получения недостоверной информации. К тому же увеличились случаи мошенничества и, что крайне печально, потеряна ценность живого общения. Медийная грамотность становится жизненно необходимой. Возникла потребность расширить понятие «информационная грамотность». 
В 2007 году ЮНЕСКО было предложено понятие информационной и медийной грамотности, под которой понимается совокупность установок, знаний, умений и навыков, позволяющих человеку определять, когда и какая информация требуется, где и как ее можно получить, как следует ее оценивать, систематизировать и использовать в соответствии с правовыми и этическими нормами. МИГ следует рассматривать не только с точки зрения информирования человека, но в более широком контексте, охватывающем такие сферы жизни, как гражданское общество, профессиональное самоопределение, уровень благосостояния и многие другие», – рассказала Татьяна Владимировна Юрченко, учитель истории школы-гимназии №5.
Медийная информационная грамотность влияет на то, каким образом граждане участвуют в жизни государства и в развитии. И в какой-то степени влияет на процесс развития в целом. Поэтому внедрение медиаграмотности в школьное образование – одна из важнейших задач современного общества. Этим и занимается школа-гимназия №5, давая возможность своим ученикам не только изучать данную тему, но и выступать в качестве тренеров по медиаграмотность для сверстников и учителей Казахстана и за его пределами.

Медиаграмотным быть модно и нужно

Не успела начаться четвертая четверть, а преподаватели и ученики школы-гимназии №5 провели в апреле один из важнейших международных семинаров «Новые подходы в обучении медийной и информационной грамотности». Для получения необходимого результата – популяризовать обучение МИГ, была отмечена необходимость в формировании навыков работы с искусственным интеллектом и использовании критического мышления, освоении игровых методов обучения МИГ и самое главное – объединить усилия юных медиатренеров, школьников, учителей и родителей в развитии практических навыков медийной и информационной грамотности.
Семинар прошел в рамках реализации проекта «Школа молодых медиатренеров». Организаторами стали Международный центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО, ГКП на ПХВ «Городской научно-методический центр новых технологий в образовании управления образования г. Алматы» и школа-гимназия №5. Партнерами выступили региональный офис ЮНЕСКО в городе Алматы, некоммерческая организация Internews in Kazakhstan и образовательный центр «Баластан» из города Талас, Кыргызстан.
– Мы в очередной раз встречаем гостей, для того чтобы больше узнать о новых методиках в области медийной и информационной грамотности. Сегодня в нашей школе собрались представители международных организаций и лучшие тренеры Центральной Азии, – рассказала директор школы-гимназии Сауле Нурбековна Жумабекова.
По традиции гостей школы встречал домбровый ансамбль, исполнивший казахские национальные песни. Также была организована выставка произведений ручной работы школьников, казахские национальные костюмы и элементы быта.
– Мы живем в том веке, когда знаем, что любая информация, особенно в сфере образования, культуры, не имеет границ. На сегодняшний день около 40 школ разрабатывают медийные проекты, внося вклад в развитие медиаграмотности Казахстана. Мы должны понимать, что наша медийная культура, информационное пространство должны служить во благо человечеству. Каждая минута должна приносить пользу ребенку познавательного и развивающего характера, – отметила руководитель отдела городского научно-методического центра новых технологий города Алматы Роза Газизжановна Акмагамбетова, во время своего выступления на тему реализации алматинского городского проекта «Школа медиатренеров».
Спикерами семинара неоднократно было подчеркнуто, что необходимо отстаивать правду в освещении тех или иных событий, ведь от этого зависит верное восприятие мира. Поэтому медиаграмотность становится главной темой в образовании. Активное участие в семинаре приняли представители трех государств: Республика Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан. Модератором встречи была эксперт по МИГ, кандидат философских наук Гульнар Асанбаева.
В работе семинара приняли участие лучшие медиатренеры Центральной Азии: Марал Айтмагамбетова, кандидат филологических наук рассказала о новых учебных ресурсах, автором которых она является. Презентация новых учебных и информационно-образовательных ресурсов по МИГ для стран Центральной Азии прошла в сотрудничестве с волонтером Ернуром Ерболсын, учеником школы-гимназии №5. Каиржан Абдрахманов, менеджер по связам с государственными органами «Лаборатории Касперского» в Казахстане затронул тему безопасности детей в сети и о каких рисках нужно рассказать ребенку. Руководитель отдела внешних связей Международного центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО Игорь Владимирович Крупко рассказал историю одного фейка о стихотворении «Айналайын» и важность медиаграмотности для культуры знаний. Рустам Гулов, независимый медиатренер и консультант, сооснователь первой фактчек-платформы Таджикистана Factcheck.tj выступил с презентацией на тему «Как искусственный интеллект меняет подходы к обучению медиаграмотности?». Завершающей частью программы стал игровой метод в обучении МИГ – онлайн-игра «Медиаджунгли» от Татьяны Голубцовой, магистра медиаобразования, тренера и создателя первых игр по МИГ в Центральной Азии.
Стоит отметить участие юных медиатренеров – учеников школы-гимназии №5, которые собирали команду для игры и всячески помогали гостям в изучении медиа­грамотности.
Семинар, прошедший в школе-гимназии №5, известной сильной учебной базой в данной области, показал в каком состоянии находится развитие медийной и информационной грамотности, а также выявил большую заинтересованность школьников к этой теме. Важно освоить главные принципы МИГ учителям и учащимся, ведь это связано со всем, что происходит вокруг нас. И преподаватели данной школы уверены, что медиаграмотность в качестве школьной дисциплины может не только объединить и наладить связь между двумя совершенно разными поколениями, но и создать безопасный и свободный от лжи мир. И эта большая работа проводится совместно с ЮНЕСКО, которая всячески способствует развитию и продвижению темы.
Медиаграмотность играет ключевую роль в современном информационном обществе, где каждый вне зависимости от возраста имеет быстрый доступ ко всей информации. Освоение этого навыка не только помогает лучше понимать мир вокруг, но и защищает от манипуляции и негативного влияния. И подрастающее поколение активно развивается в этом направлении, изучая фактчекинг. А иногда и вовсе учат этому окружающих. В будущем они смогут создать безо­пасную интернет-среду для всех.

Алина АСАДИЛОВА
Фото Дины ЛУКЬЯНЕЦ

643 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»