• ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
  • 23 Апреля, 2024

Инклюзия объединяет и стирает границы

Вот уже несколько лет в Казахстане действует инклюзивное образование. При таком обучении все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Сам термин имеет латинское происхождение include – «заключаю, включаю». В рамках инклюзивного образования не ребенок должен приспосабливаться к процессу обучения, наоборот, характер и темп обучения подстраиваются под нужды ребенка.
Адаптация детей с особенными потребностями в общеобразовательных школах проходит лучше, чем в специализированных учреждениях, поскольку дети получают там также и социальный опыт. Кроме того, считается, что здоровые дети, обучаясь вместе с детьми с особыми потребностями, развивают толерантность и ответственность, становятся самостоятельнее. 
К нам в редакцию пришло два письма. В каждом из них своя история: как ребята с ограниченными возможностями адаптируются в общеобразовательной среде. Одним в этом помогают родители и друзья, другим – различные социальные центры и проекты.

 

Практика и культура

 

Сегодня для качественного инклюзивного образования нужны не только специальные центры, но и высоквалифицированные педагоги, которые помогут детям взаимодействовать друг с другом. Отделом образования Павлодара в школе имени М. Алимбаева проведен семинар-практикум «Особый ребенок в начальной школе» с участием более 50 учителей начальных классов школ города.
В пленарной части семинара методист отдела образования Павлодара Шолпан Шахановна Кайргазина рассказала о важности инклюзивного образования в школах в соответствии с запросами современного общества, подчеркнула о необходимости развития инклюзивной практики и культуры инклюзивного образования.
Заместитель директора данной школы Ильмира Ергановна Оспанова рассказала о работе педагого-психологического совета в школе, провела тренинг «Нейроупражнения», способствующий развитию ловкости, мелкой моторики, координации, внимания и памяти, речевых и мыслительных способностей. Преподаватель-ассистент Гульдана Кинаятовна Абжатова поделилась навыками, полученными при прохождении курса переподготовки в Алматы.
В практической части с участниками проводились мастер-классы, были продемонстрированы различные методы и подходы, используемые в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями. Были даны методические рекомендации для более эффективного использования в своей работе.

 

Наш чудесный друг

 

Здравствуйте, меня зовут Исмаил. Мне 10 лет, и я начинающий писатель. Я очень люблю сочинять рассказы. Пока они у меня получаются не очень большими. Но в будущем я мечтаю стать настоящим писателем, публиковаться и радовать всех своими произведениями. Но сегодня хочу представить вашему вниманию свой рассказ про мальчика Диму. Это особенный мальчик, он учится у нас с первого класса. Нам учителя сказали, что у него аутизм. Ему помогает во всем наш специальный учитель Эльвира Халитовна Удемамедова. Мне Дима очень нравится, ему трудно общаться и говорить, но он очень умный. Недавно Дима участвовал в олимпиаде по математике и показал неплохой результат. Пожалуйста, напечатайте о моем товарище Диме, ему будет очень приятно.

 

Дима

 

В моем классе учится особенный мальчик Дима. Ему сложно иногда общаться и говорить простым языком, как нам, обычным ребятам, но он все равно пытается нам очень много рассказать. Димка очень умный, правда. Он очень много знает и читает самостоятельно разные книги. Если вы вдруг забыли столицу какой-либо страны, спросите Диму, он тут же ответит: «Лондон, Москва, Варшава, Астана и т. д». Это так удивительно, как много он знает и какой у него большой запас информации в голове. Он как большая живая энциклопедия. Дима может нарисовать любой флаг любой страны, представляете! 
А еще Дима очень увлечен космосом. Он знает все данные о планетах, звездах, небесных телах и расстояниях. Дима даже поучаствовал в конкурсе о космосе и его изобретению присудили третье место. Правда здорово? Ну и, конечно, Димка просто ас в математике, очень любит уравнения и разные вычисления. Считает быстрее всех в нашем классе. Иногда мне кажется, что у него вместо мозга настоящий компьютер. Вот такой он удивительный.
Я всегда помогаю Диме чем могу, когда ему слишком шумно на перемене, когда он устает на уроке физкультуре. Часто играю с ним в настольные игры. Мы с ребятами очень хотим, чтобы Дима выздоровел. Он стал другом для многих ребят. Наша учительница всегда нам говорит, что мы команда.

Исмаил СУЛАЕВ, 
ученик 3 «е» класса,
школа-лицей № 7 имени Н. Марабаева
Актау

 

 

Моя особенная журналистика

 

Я с детства очень люблю читать книги и пересказывать их. Интерес к книгам привила моя бабушка, ведь именно чтение способствует развитию кругозора и мышления. Сейчас я состою во многих клубах, которые помогают раскрыть человеческий потенциал. Недавно я познакомилась с проектом Inclusive Academy – наставничество для детей с ограниченными возможностями. Цель академии: помогать детям с особенностями в развитии и адаптироваться в обществе. У меня с рождения ДЦП, и я рада, что оказалась среди таких добрых людей. В академии есть различные клубы по интересам. Я выбрала журналистику.
На занятиях я узнала много информации о СМИ и видах журналистики. Также заметила, что это хорошо влияет на мою социальную реабилитацию, я стала раскрываться и более активно развиваться. Наш наставник нам все объясняет и показывает. Журналистика помогает мне обогатить словарный запас, использовать разнообразные формы общения. Самое главное, я рада тому, что научилась печатать на компьютере и постепенно набираю скорость. 
Недавно написала статью на тему «Самый любимый кусок пиццы». В клубе нашла себе много новых друзей, при каждой встрече мы делимся своими впечатлениями. Возможно, в будущем буду заниматься журналистикой профессионально. 

Райана КОПЕНОВА,
ученица 2 «б» класса, 
школа-лицей №7 
им. Н. Марабаева
Актау

 

Почти как боулинг

 

Воспитанники городского детского центра социального обслуживания «Арман» сыграли в боччу. Это игра с мячом для людей с ограниченными двигательными возможностями, похожая на боулинг, паралимпийский вид спорта. В ней приняли участие две команды, состоящие из 4-х участников. А посвящена игра была 30-летию маслихатов.
– Тренировки проходят 4 раза в неделю с одной группой, две тренировки – с другой. В принципе, дети хорошо справляются, тренируются, стараются, – рассказывает тренер Владимир Низавитин. 
Детскому центру уже 25 лет. Воспитанники получают специальные социальные услуги по восьми направлениям и обучаются в школе №13 в поселке Зареченый.
– Центр наш рассчитан на 14 ребят. Здесь они проживают, получают социально-медицинские, культурные, педагогические услуги. Воспитательные мероприятия проходят здесь у нас, и после окончания нашего центра ребята поступают в колледжи и вузы. У нас педагогический состав небольшой: логопед, психолог, инструктор по лечебной физкультуре, по массажу, медицинские работники, воспитатели, – поделилась работой центра Татьяна Лузакова, директор Петропавловского детского центра социального обслуживания «Арман»
Депутаты маслихата планируют развивать этот вид спорта и открывать секции во всех районах области.

 

Материал подготовила 
Сарина АКАШЕВА

654 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»