- ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
- 14 Мая, 2024
Алсиб – летное братство
В Национальной библиотеке Республики Казахстан Алматы состоялся показ уникального документального фильма «Алсиб. Хроники воздушной трассы».
Алсиб – воздушная трасса протяженностью 15 тыс. км между Сибирью и Аляской. В годы Великой Отечественной войны советские пилоты, бортрадисты и механики работали в невыносимых условиях вечной мерзлоты Крайнего Севера, летчики в тяжелейших ситуациях перегоняли истребители и бомбардировщики из США в СССР. Трасса соединила два континента, она начиналась в г. Грейт-Фоллс штата Монтана и шла по материковой части США на север через Канаду на Аляску, потом через Берингов пролив на Чукотку и далее до Красноярска. На советском участке трассы произошло 39 катастроф, 49 аварий и 60 вынужденных посадок. Погибли 114 летчиков. Отправленные на фронт 8094 самолета сыграли важную роль в борьбе против нацизма. Это ярчайший пример дружбы и сотрудничества народов двух держав – СССР и США, в труднейший исторический момент ставших союзниками и объединившихся на борьбу с фашизмом.
Еще одну связующую нить Казахстана и России провела экспедиция Русского географического общества (РГО) на Чукотку, целью которой было обследовать объекты воздушной трассы Алсиб (Аляска – Сибирь) времен Второй мировой войны, установить места падения самолетов и причины их гибели. Среди обломков одного из самолетов, разбившихся в 1943 году, был найден комсомольский билет с русским и казахским текстом. Благодаря находке спустя 81 год удалось идентифицировать останки погибшего стрелка-бортрадиста из Казахстана.
Долгое время подвиг советских летчиков и местных жителей, которые строили и обслуживали аэродромы Алсиба, оставался в тени. В советское время история воздушной трассы была закрытой для изучения. Вероятно, это было связано с соперничеством СССР и США в годы холодной войны, а постсоветские исследования носили в основном кабинетный характер. Восстановить историческую справедливость взялось Русское географическое общество и Минобороны России, организовав экспедицию по обследованию объектов воздушной трассы Алсиб.
Одним из плодов экспедиций РГО стал фильм «Алсиб. Хроники воздушной трассы», показы которого стартовали в Казахстане в начале мая. Автор фильма – Алексей Никулин, член Союза журналистов России, действительный член Русского географического общества, известный российский документалист, снявший более пятидесяти кинолент на исторические и социальные темы.
Когда его команда предложила коллегам по Казахстанскому географическому обществу Qazaq Geography в канун очередного Дня Великой Победы показать в крупных городах свою киноленту, их не только горячо поддержали, но и взяли на себя практически все организационные хлопоты. Фильм дважды показали в РК – в Шымкенте и Алматы.
Идея возникла после найденного комсомольского билета. В 2022 году, во время проведения экспедиции РГО на чукотском отрезке трассы удалось обнаружить и идентифицировать останки члена экипажа «Дуглас С-47», разбившегося 28 августа 1943 года в 50 км от поселка Эгвекинот. По комсомольскому билету удалось установить, что это Петр Оконечников, уроженец Восточно-Казахстанской области. Уже здесь, в Казахстане, нашли его племянника Игоря Оконешникова. Собственно, 4 мая во время показа фильма «Алсиб. Хроники воздушной трассы» в кинозале главной библиотеки Казахстана ему были переданы личные вещи, документы его дяди, а также жетон с бортовым номером того самого «Дугласа». В настоящее время в городе Алтай Восточно-Казахстанской области готовится прием и перезахоронение останков героя Петра Оконечникова с воинскими почестями.
Премьера фильма состоялась еще полтора года назад, но наши истории не кончаются фразой «стоп мотор», даже если поиски родственников занимают годы, вселив таким образом надежду тем, кто еще на что-то надеется. И будет ли у фильма продолжение, не так уж и важно. Ведь это настоящее везение, если так можно выразиться: возвращается с войны еще один вечно молодой – 19-летний парень из казахстанского села. Что примечательно: надпись на комсомольском билете на двух языках, казахском и русском, символична, все были братьями на той войне.
Трасса для стойких
Среди участников алматинского показа был Сергей Чечулин, руководитель экспедиционного направления РГО. Он рассказал, какой участок на советской части Алсиба оказался наиболее сложным.
Погода на Чукотке и в Якутии сопоставима. В якутском Оймяконе находится самое холодное место Северного полушария. Но чукотский отрезок отличается резкой сменой погоды на границе моря и суши. Если на территории Якутии некоторые аэродромы существовали, то на Чукотке практически все пришлось строить заново. Столица Анадырь расположена чуть в стороне от кратчайшего маршрута перелета с Аляски, и первый от Штатов большой аэродром на советской земле был построен рядом с небольшим алеутским селом Уэлькаль, прямо на выступающей в море песчаной косе. Строго говоря, первым аэродромом трассы на советском берегу стал аэродром Чаплино, находящийся на песчаной косе, выдающейся в Берингов пролив. Но он использовался только как запасной, если случались нештатные ситуации или Уэлькаль не давал посадку по погоде. Дальше аэродромную сеть строили более основательно. С точки зрения погоды здесь нужно отметить два фактора. На советском участке Алсиба четыре больших хребта, в том числе Верхоянский и Становой. Они расположены в тундре, перепад высот до
4 тысяч метров. Поэтому там скачет атмосферное давление. К тому же первые полтора года на трассе не было радиомаяков, и летчики шли по картам и азимутам.
Отбор велся строгий, даже жесткий. Прежде всего туда направлялись наиболее опытные летчики. Первый состав перегоночного полка набрали из летчиков полярной авиации, а потом отбирали уже по профессиональным навыкам. Что касается Петра Оконечникова, то, скорее всего, его выбрали, потому что он проявил себя как опытный бортрадист.
Путешествие
во времени
Новые, до сих пор никому не известные факты теперь обнародованы. Серию невероятных подвигов открыла нам кинохроника Алсиба. Этот документальный фильм имеет огромную значимость, во-первых, потому что посвящен малоизвестным страницам Великой Отечественной войны. Это наша общая память. Это то, что мы не имеем права забывать. Во-вторых, это проект Русского географического общества, фактически наших коллег, которые организовали рискованные экспедиции в глухой тундре и тайге, чтобы отыскать обломки разбившихся самолетов, которые советские летчики перегоняли на фронт. В-третьих, потому что во время экспедиции на Чукотке им удалось отыскать разбившийся самолет, в составе которого был казахстанский бортрадист Петр Оконечников из Зыряновска. Его удалось идентифицировать благодаря комсомольскому билету с казахским текстом.
Страна должна помнить и чтить своих героев. Эту кинохронику нужно показывать прежде всего молодому поколению. Встречи с создателями фильма, которые прошли в Русском драмтеатре Шымкента и большом зале Национальной библиотеки Алматы, показали, какой интерес вызвала эта документальная картина. Полтора часа общения со зрителями стали абсолютным рекордом за всю историю показов киноленты. С неподдельным интересом спрашивали о подробностях съемки, найденных самолетах и о том, что удалось узнать о героях-летчиках Алсиба.
Фильм получил творческий отклик на казахстанской земле. Алматинский музыкальный дуэт в составе музыканта Эдуарда Двухименного и актрисы, певицы Мари Ануар течение суток после просмотра написали слова и музыку проникновенной песни «Вдоль сопок Алсиба». Она отрыла программу выступлений музыкальных коллективов в честь героических подвигов военных лет.
Алсиб – это дорога мужества и дружбы. Она стала примером того, как должны действовать ведущие страны мира в тот момент, когда судьба этого мира висит на волоске. Казахстанская телепремьера фильма «Алсиб. Хроники воздушной трассы» состоялась на канале Turan TV 9 мая. В течение нескольких дней по казахстанским каналам продолжался показ этого фильма, а также репортажи о творческих встречах с его создателями. Путешествие во времени, благодаря исторической документалистике – подарок всем казахстанцам ко Дню Великой Победы. С праздником, потомки героев!
Елена МАЗИНА
1342 раз
показано0
комментарий