• ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
  • 17 Сентября, 2024

Игры со словами – занятие на всю жизнь…

Как всегда стремительно пролетело и закончилось лето-2024. За окном уже сентябрь. Дни становятся короче. Несколько миллионов школьников, а также юношей и девушек устремились в школы, колледжи и вузы. И как же повезет тем из них, у кого на этом нелегком пути к знаниям встретится настоящий учитель, педагог. Такой, как сегодняшний гость нашей постоянной рубрики «Когда БОЛЬШИЕ были маленькими» Лариса Павловна Нода, старший преподаватель журфака КазНУ имени аль-Фараби, лауреат Международного Пушкинского конкурса, лауреат премии Союза журналистов Казахстана, художественный руководитель театра КазНУ «Эйдос»…
Как настоящему профессионалу Ларисе Павловне не надо задавать наводящих вопросов. Она давно и плодотворно сотрудничает с нашей редакцией. А посему она всегда в теме. И вот ее монолог на заданную тему:

 

Семья и школьные годы. Начало всего

Все идет из семьи, ее устоев, традиций, отношений между членами семейства. Когда и воспитания-то особого не нужно: смотри, как живут и работают старшие, чем и как занимаются, как относятся друг к другу. 
В нашей семье всегда трепетно, с уважением относились к творческому труду. Папа, опытнейший журналист-газетчик, много лет служивший главным редактором армейских газет, любил повторять: «Газета нас кормит...». 

Родители познакомились в «Ленинской смене»

Папа, Павел Тимофеевич Нода, в 1959 году окончил отделение журналистики филологического факультета КазГУ имени С.М. Кирова. В университет на очное отделение папа поступил, имея высшее образование, окончив военное училище, он был старше всех студентов, уже с опытом, потому его и назначили старостой курса, позже избрали в партком университета. Курс был замечательный! В одной группе – будущие звезды прессы и телевидения! Барманкулов, Ауман. А на казахском отделении – Ибраев. Эти фамилии я слышала постоянно. Кто ж мог представить, что Марат Барманкулов будет принимать у меня в 1981 году творческий конкурс на журфак, хлопнет по объемной папке с моими радиоматериалами и публикациями из газеты и, как всегда, с улыбкой воскликнет: «Берем! Наш человек!». Потом он будет мне преподавать, а позже мы вместе будем работать на журфаке. 

***

Папа хранил и с любовью показывал мне пожелтевшие подшивки «Ленинской смены» с собственными материалами конца 50-х и начала 60-х годов прошлого века, где работал сначала собственным корреспондентом по Кустанайской области, затем, уже в Алма-Ате, заведующим отделом комсомольской жизни республиканской газеты.
Учил меня, с 14 лет сотрудничавшую с детско-молодежной редакцией Кировского радио (Россия), не выпячиваться, больше смотреть и слушать. Моя память прочно хранит рассказанные папой случаи, когда именно простота общения, знание психологии помогали ему разговорить человека, написать серии очерков о людях, которые давным-давно принципиально не общались с журналистами. 
Отец был настоящим собкором – универсальным журналистом, которому одинаково хорошо удавались и срочные репортажи, и искрометные фельетоны, и пространные очерки о молодых героях, в каждом из которых он искал изюминку. Годы спустя папа с благодарностью вспоминал школу «Ленсмены», с гордостью причисляя себя к ленсменовцам.
Мама, Валентина Михайловна, проработав долгое время старшим корректором «Ленинской смены», на всю жизнь сохранила любовь к русской словесности и стремилась привить мне интерес к языку и литературе. 
Каждое воскресенье я под диктовку мамы писала диктант. Потом мы его разбирали, и, обложившись учебниками, я обязательно делала работу над ошибками. Что это дало? Грамотность. Отличные оценки по русскому языку и литературе. Это очень помогает всю жизнь! А главное – чувство слова. Редактирую тексты, из набора слов могу сделать крепкий сторителлинг. 
В нашей семье ценилось умение владеть словом. Родители обращали внимание на хорошо поставленную речь, учили, как просто и емко, образно и лаконично выразить свою мысль. Вспоминаются словесные баталии, устраиваемые мамой и папой, когда кто-то из них был не согласен с написанным в прессе, услышанным по радио или телевидению. Вот уж где была игра мысли и слова. Кстати, книги «Игры со словами» и ей подобные – мои самые любимые.
Вовлечение детей преследовало цель обратить внимание на недостатки речи: тавтологию, неправильную постановку ударения, неумение использовать богатство языка, малый словарный запас. Именно дома я впервые научилась слушать и слышать речь, усвоила первые правила орфоэпии и грамматики. Мама учила правильно произносить слова, обращала внимание на постановку ударения. 
В журналистике нет мелочей. Родители с уважением относились ко всем работникам газетного цеха. Далеко не последнюю роль в выпуске газеты играют корректоры. Корректорское бюро «Ленинской смены», где по семейной легенде и познакомились мои мама и папа, было той самой службой, в которой работали самоотверженные люди. 

Книги, всюду книги

В нашей гуманитарной семье читали всегда. Папа и мама покупали книги, вся классика – казахская, русская и зарубежная – была в доме. Папа подписывался на собрания сочинений. А потому дома – шкафы с книгами! Читала вся семья. Все вместе часто анализировали прочитанное, а еще взрослые тут же рассказывали какие-то интересные факты биографии писателей, делились со мной и братом Андреем своими впечатлениями от прочитанного, вспоминали, какое влияние то или иное произведение оказало на них. 
Папа часто говорил, что книги надо перечитывать внимательно, потому что годы спустя найдешь в них много нового. Несомненно, любовь к книгам, к чтению – от родителей. И от брата, который брал с собой на соревнования и сборы – Андрей занимался классической борьбой – несколько книг. Я это видела, и мне тоже хотелось читать. 
В детстве мы с братом дрались из-за двух книг, одна из которых – Корней Чуковский «От двух до пяти». Вторая – Анатолий Маркуша «Мужчинам до 16 лет». Книг в доме великое множество – спасибо родителям! – но только брат возьмет томик в руки, а мне-то именно в этот самый момент ее и хотелось тут же читать, листать. У Чуковского – выискивать давно известные наизусть поразительные диалоги, смешные детские словечки, например, «намакаронился». Может, именно тогда я твердо решила записывать за своим ребенком, что и делала. А чуть повзрослев, еще перед школой, мой пацанчик постоянно просил: «Мамочка! Расскажи анекдот про меня». И ухахатывался, слушая свои же замечательные перлы. 
В прекрасно изданной – мой первый пример дизайнерского мастерства – выискивала советы на все случаи жизни. Маркуша описывал непростые случаи детского и подросткового становления, конфликты и их решение. 
Сказки, конечно же, тоже читала, быстро осознав, что сюжеты сходны, много общего, только детали страны автора разнятся. Но есть книги на века – это «Остров сокровищ», «Приключения Тома Сойера», «Старик Хоттабыч», «Республика ШКИД», весь А. Гайдар, В. Драгунский, Ю. Коваль, М. Яснов, А. Алексин, Н. Носов, В. Каверин, Ю. Сотник, А. Лиханов, «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Рувима Фраермана, а также еще сотни и сотни интереснейших книг. 
Обожаю всего Пушкина, но особенно «Капитанскую дочку». 
Кстати, своего сына приучала читать с самого детства.  

Зачем нужен Форум юных корреспондентов?

Форум юных корреспондентов – это праздник не только абитуриентов, но и всех причастных к нашей профессии. Мне нравится это торжество, главными виновниками которого являются совсем юные журналисты. Школьники, их наставники, а также те, кто приходит на журфак КазНУ имени аль-Фараби, – разделить нашу радость: обретение новых талантов! 
В 2020 году Форум юных корреспондентов был виртуальным, но не менее интересным. На конкурс принимались материалы, написанные на одну из тем: «Современность идей Абая», «Война в моем сердце...», «Зачем журналисту глубокие знания о мире?», «Эту книгу рекомендую всем». Надо ли говорить, что большинство конкурсантов выбрали тему войны, представив эссе с описанием подвигов своих прадедов. Именно такие личностные сочинения и ценны, не копии из интернета, а прекрасные воспоминания и семейные истории, и взгляд молодого поколения на исторические события ХХ века. Событий трагических, но и о них должны знать наши школьники. 
На конкурс сочинений «Хочешь стать журналистом?» каждый год поступают сотни работ из разных уголков Казахстана: Астана, Караганда, Семей, Шымкент, Талдыкорган, Костанай, Тургай. Факультет журналистики КазНУ имени аль-Фараби и республиканская газета «Дружные ребята» определяют победителей. Председателем жюри долгое время был главный редактор республиканской газеты «Дружные ребята» А. Акбаров, который отмечал образность письма и приведенные личные примеры, описанные школьниками реальные истории, умение юных авторов рассуждать. И мы верим, что именно победители пополнят ряды студентов факультета журналистики КазНУ имени аль-Фараби. 

***

Кто и что сформировали меня? Семья, родители, книги, строгая бабушка, школа, радиокомитет, мои учителя и наставники. Спасибо им! 

Ведущий рубрики
«Когда БОЛЬШИЕ 
были маленькими»
Альмжан АКБАРОВ

 

777 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Ольга Рыбкина

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»