- ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
- 10 Декабря, 2024
Дружба без преград: секреты общения с детьми от эксперта
Наш мир быстро развивается, и перед нами постоянно возникают новые события и ситуации, в которых нужно быть открытыми, пунктуальными и уметь находить общий язык с людьми. Как мы знаем, выстраивать взаимоотношения и находить верных друзей – это не одно из самых простых дел. Перед нами часто стоит задача наладить контакт, начать разговор и выстроить коммуникацию.
Зачастую именно умение общаться с друзьями и сверстниками становится ключом к тому, чтобы почувствовать себя уверенно и найти настоящих друзей. Ведь хорошие отношения с окружающими помогают не только лучше понять других, но и лучше познать себя.
Мы решили провести разговор с детским психологом, который может поделиться своим опытом и ответить на вопросы, которые, возможно, возникали у вас. Дарья Сергеевна Валентова – детский психолог, логотерапевт, с шестилетним опытом работы в детской психологии.
– Какие факторы влияют на развитие социальных навыков у детей и как родители могут помочь в этом?
– Самое важное в развитии социальных навыков – это базовое доверие к миру. Если ребенок понимает, что он может спросить и получить ответ, ему будет легче выстраивать отношения. Вторым немаловажным фактором будет способность решать конфликты. Если ребенок будет понимать, что конфликт – это не конец отношений, он будет легче на них идти и разрешать споры. Говорить о том, что ему не нравится и почему.
Третим фактором может быть способность ребенка к самопознанию, когда ребенок понимает, какой он, что он любит, какие качества у него развиты хорошо. Он может предлагать другим игры, идеи.
А родители в первую очередь помогают личным примером.
– В каком возрасте дети начинают осознавать важность отношений с ровесниками и как строить правильные модели общения?
– Ближе к 3-4 годам у ребенка может появиться потребность поиграть с другими детьми, они еще не способны выстраивать дружбу или тесную привязанность, но желание по взаимодействовать у них присутствует.
Ближе к школьному возрасту ребенок уже начинает понимать, кто такой друг. И в дружбе, как и в любых отношениях, есть правила. Эти правила определяют двое путем коммуникации: например, договариваются. Говорят открыто о чувствах.
– Какие ошибки часто делают родители при помощи ребенку в общении с другими детьми и как их избежать?
– Есть две крайности, которые я замечаю в работе. Это заводить друзей через материальные стимулы, родители дают ребенку в садик или школу кучу игрушек, сладостей. Когда родитель сам не доверяет миру и транслирует это ребенку: «Они тебя используют» и т. д.
Поэтому, чтобы избежать подобных перекосов, важно сохранять баланс. Делиться сладостями – это здорово, и иметь критическое мышление, чтобы вовремя осознать, что происходит.
В первую очередь родитель объясняет ребенку, что с ним все базово в порядке, он не должен завоевать внимание людей, уговаривать или покупать. Он может делиться, предлагать игру, говорить «нет» и принимать чужие отказы.
– Как эмоциональный интеллект влияет на коммуникацию детей и как развивать в них способность понимать свои и чужие эмоции?
– Эмоциональный интеллект играет ключевую роль и в отношениях с другими людьми, и в самопознании. У детей есть сложности с эмоциональной регуляцией, и это норма в их возрасте.
Мы можем развивать эмоциональный интеллект детей на базовом уровне. Эмоции – это наши сигналы, они подсказывают, что происходит. Например: если ребенок может понять, что из-за слов мамы/друга он разозлился, то может выразить это словами: я злюсь сейчас, я не хочу говорить, я хочу побыть один.
***
Этот разговор с психологом стал настоящим открытием для нас, ведь такие моменты помогают увидеть важность простых, но ключевых навыков общения, которые мы часто не ценим. Надеемся, что ответы этого специалиста окажутся полезными для всех, кто ищет путь к лучшему взаимопониманию и хочет наладить отношения с окружающими.
Аружан КОЙЧУБЕКОВА
Фото Дарьи ВАЛЕНТОВОЙ
786 раз
показано0
комментарий