- ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
- 14 Января, 2025
Авторы виртуальной реальности

Казахстанская игровая индустрия пока еще молода, но она уже подает большие надежды. В этой сфере появляется все больше специалистов, создающих уникальные сюжет и геймплей. Вот и молодые разработчики демонстрируют свои умения под менторством GameLab KBTU, реализовывая смелые мечты в видеоиграх. Они не бояться рисковать, ведь сюжеты их игр выходят за рамки привычного «спаси принцессу». Эти разработчики доказывают, что виртуальный мир может быть не только увлекательным, но и значимым. Эти игры говорят о природе, дружбе, преодолении трудностей – важных темах, которые находят отклик у широкой аудитории.
– На выставке собрались интересные команды, представившие не менее увлекательные игры, которых я еще не видел. А когда узнаешь о том, что напротив ноутбука с включенной игрой сидит один из создателей, то охватывают сильные эмоции радости и уважения. Не могу назвать себя геймером, но я обожаю проводить свободное время за играми. Но здесь я потерял счет времени, погружаясь в их мини-игры и головоломки. Надеюсь, что эти игры в ближайшем будущем увидят свет и станут доступными на всех игровых площадках, – с большим энтузиазмом рассказал о своих впечатлениях шестнадцатилетний Санжар.
Компьютерные игры – это портал в другую вселенную, где границы реальности размываются, а творчество превращается в мощное оружие. Зачастую люди привыкли считать, что это всего лишь развлечение, но в действительности видеоигры стали одним из способов взаимодействия с миром. Для их создателей это не только возможность рассказать историю, но и поделиться эмоциями, открыть новые горизонты и показать что-то неизведанное. В этом и заключается ценность видеоигр – они открывают двери в захватывающий мир фантазий.
Любители игр верят, что казахстанская игровая индустрия только набирает обороты, создавая амбициозные проекты, которые были замечены международными игровыми сообществами. Как это делают команды GameLab KBTU: Umai Gaming, Quraq Games, Alamid games, Clover team, Topchan games, Qarakosh team и многие другие. Их креативность, трудолюбие и свежий взгляд помогают закладывать прочный фундамент для будущего казахстанской игровой индустрии.
Головоломки, выставки картин и ловец снов
Сейчас сложно представить современный мир без видеоигр и прогрессивных технологий. Почти у каждого в телефоне найдется хотя бы одна игра, которая занимает свободное время. Однако существует множество стереотипов, формирующих негативное впечатление о геймерах, видеоиграх и разработчиках. Но все мы знаем, что любые убеждения и выводы должны подвергаться сомнению для поиска истины. Так кем же являются создатели игр, что ими движет и насколько опасны их творения?
На протяжении многих лет видеоигры подвергаются критике из-за того, что они негативно влияют на детскую и подростковую психику. Всемирная организация здоровья (ВОЗ) ввела термин «игровое расстройство» (зависимость от видеоигр) в Международную классификацию болезней. Однако все больше исследований и статей показывают, что видеоигры могут приносить и пользу.
«Существуют очевидные риски, связанные с видеоиграми, которые необходимо устранить во всех регионах: от скрытой рекламы вредных продуктов внутри игрового процесса до влияния игр на малоподвижный образ жизни и психическое здоровье. С другой стороны, имеющиеся на сегодняшний день исследования показывают, что существует потенциал для разработки мероприятий и использования видеоигр в целях профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями», – отметил доктор Кремлин Викрамасингхе, исполняющий обязанности руководителя Европейского бюро ВОЗ по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями, в заявлении на официальном сайте ВОЗ.
Для многих компьютерные игры становятся отличным способом отдохнуть и весело провести свободное время. Часто отмечают, что это помогает снизить стресс от повседневной жизни, найти новые силы для следующего дня и друзей, налаживая связи с миром. И казахстанский сегмент игровой индустрии активно развивается, создавая уникальные и значимые видеоигры.
Создатели второго мира
На выставке Almaty Geek Games Expo в городе Алматы GameLab KBTU презентовал несколько видеоигр команд разработчиков: Umai Gaming с игрой Iz – пиксельная игра, вдохновленная тюркской мифологией, Quraq Games – The Last Memory – детективная игра, действие которой происходит в 1990-х годах в Алматы, а также Alamid games, Clover team, Topchan games с проектом Arkhe и Qarakosh team.
GameLab KBTU – это лаборатория, основанная в 2022 году внутри стен университета, которая помогает молодежи реализоваться в игровой индустрии. Его участники изучают основы гейминга, сразу же применяя знания на практике.
К примеру, уникальная 3D-игра Illusionary Manor от команды Alamid games позволяет игроку оказаться внутри картин известных художников. А чтобы двигаться дальше по сюжету, необходимо пройти увлекательные головоломки. Игра имеет не только интересный геймплей, но и служит отличным помощником в мире искусства, рассказывая о всех деталях картин и их авторах.
– Во время сбора команды мы обменивались идеями о сюжете, больше всего понравилась об изобразительном искусстве. Мы подумали: а почему бы нам не ознакомить людей с живописью, рассказать им о картинах и художниках, ведь многие не часто интересуются данной темой и не знают произведений, вошедших в мировую историю. Так мы и начали работу над игрой, где раскрываются различные эпизоды создания картин, а также ведется игровой сюжет с головоломками. Действия первой из них происходят в картине «Черный квадрат» Казимира Малевича, вторая The Modern. В будущем разберем произведения и других художников: например, Винсента ван Гога, Абылхана Кастеева, Ивана Шишкина и так далее. Сейчас прошел год с момента разработки игры, планируем ее выпуск на Steam в 2025-2026 году. В ближайшее время появится наша страница на платформе, и каждый сможет добавить игру в wishlist, – подробнее рассказала о проекте Анастасия Ларионова, project manager команды Alamid games.
Вторая команда Qarakosh team работает над хоррор-игрой, действие которой разворачивается на жутком кукурузном поле. Главный герой Джеймс пережил трагедию, когда он потерял свою семью в пожаре, а также получил сильное ранение, после чего попал в кому. В ней он переживает пять стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Игра нацелена на то, чтобы показать игрокам, как преодолеть сложные ситуации, когда тобой овладевают сильные эмоции.
– Идея Sorrow появилась два года назад во время summer school от GameLab. Многие люди переживают трудные жизненные ситуации и порой не знают, как с ними справляться. Мне хотелось сконцентрировать на том, чтобы рассказать, что они не одни и даже в самые темные времена смогут найти выход. Сейчас игра находится на стадии подготовки демо-версии, а выпуск с командой планируем ко второму кварталу 2025 года. Работа над инди-проектом имеет некоторые сложности, а именно отсутствие финансирования, а также долгий процесс. Трудно продолжать, когда ты не видишь результата, награды и обратной связи: ты находишься один на один с компьютером. Но когда удается представить игру, то радуешься тому, как игроки увлечены геймплеем, – признается Акназар Болат, developer команды Qarakosh team.
Следующую игру представляет Clover team под названием Through Dreams – 2D визуальную новеллу, наполненную мини-играми и элементами point-and-click. Эта история о девочке, которая повредила свой ловец снов и каждую ночь видела кошмары, причем не свои. Для того чтобы избавиться от них, ей нужно по мере изучения снов понять, кому они принадлежат и в чем заключается проблема владельца.
– Одной из целей игры является раскрыть социальные проблемы, с которыми сталкиваются многие. Конечно, она не предложит какого-то универсального решения, но раскроет ситуацию с разных сторон. Первый эпизод посвящен буллингу, второй раскрывает тему домашнего насилия, а третий будет известен позже. На данный момент мы на стадии разработки и отрисовок локаций для сюжетной линии. Нашей команде сложно собраться вместе, поэтому работаем дистанционно, что вызывает небольшие трудности. Однако нами движет искреннее желание выпустить игру: каждый из нас любит этот проект и старается уделять свободное время для работы, несмотря на то, где находится. Лично я никогда не была заядлым игроком, но для того чтобы улучшить нашу игру, необходимо изучить другие работы. Анализ чужих проектов помогает определиться с форматом своей игры, подготовить референсы и выяснить, что будет самым подходящим для нашей работы, – рассказала о создании игры project manager Валерия Ли в Clover team.
Негатив есть, но его можно уменьшить
Да, не стоит отрицать негативное влияние компьютерных игр, когда у части общества развивается нездоровая зависимость. Однако такие проблемы существуют не только с любителями игр, но и с гурманами, коллекционерами и книголюбами. Важно правильно распределять время между играми и повседневными обязанностями. Тут же вспоминаю слова своей мамы, когда я просила ее включить компьютер: «Сначала сделай домашнее задание, потом собери рюкзак в школу и подготовь одежду, не забудь поужинать, а после помыть посуду. Только после всего этого можешь поиграть два часа». Это помогло мне избежать зависимости и не выпасть из реальности.
– Мой сын Саша любит играть в видеоигры, так как это помогает ему отвлечься от учебы и спорта, которые занимают большую часть его недельного расписания. Я разрешаю ему играть по вечерам, когда он приходит с занятий, после того как выполнит все задания. Думаю, неправильно отгораживать нынешних детей от современных технологий, ведь это уже неотъемлемая часть их жизни. К тому же в будущем они будут взаимодействовать с ними еще больше, а если не научаться правильно их применять, то могут попасть в неприятности. Вот, к примеру, сейчас большое количество кибермошенничества. Также сейчас много онлайн-игр, в которые одновременно играют миллионы человек. Они взаимодействуют друг с другом, создают команды и общаются. Это помогает им налаживать навыки общения, – уверенно заявляет одна из посетительниц игровой ярмарки Евгения, пришедшая со своим сыном.
Родители могут помогать своим детям и принимать участие в игровом процессе, хотя бы просто наблюдать и следить за тем, чтобы не произошло что-то плохое. Споры о видеоиграх будут всегда, как и о музыке, фильмах и телевидении. Это обыденная часть жизни многих людей, которые умеют балансировать в жизнь между увлечениями и работой. Так и с играми – важен правильный подход и осознание того, что реальный мир тоже увлекателен.
Алина АСАДИЛОВА
Фото из социальных сетей

2816 раз
показано0
комментарий