• ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
  • 08 Апреля, 2025

Точка на звездном небе

Когда я был маленьким, мы с родителями жили неподалеку от Выставки достижений народного хозяйства Казахской ССР – ныне это центр делового сотрудничества «Атакент» в Алматы. Приходя на выставку, а именно так горожане называли этот парк, я сразу тянул за руку маму или папу в сторону павильона «Космос». Там было много поражающих воображение экспонатов – макеты скафандров и костюмов космонавтов, уменьшенные модели космического корабля «Союз» и спускаемого аппарата, на котором космонавты возвращались на Землю из экспедиций. Мы бывали в этом павильоне часто, поэтому смотрительница экспозиции нас хорошо знала. Однажды как бы по секрету она сообщила нам, что скоро над нами будет пролетать космический корабль. Увидеть его можно будет в пятницу, в десять вечера, придя сюда, на территорию ВДНХ.

 

«А разве можно разглядеть с Земли космический корабль, ведь он летит высоко, выше неба?» – проявил я свою осведомленность.
«Разглядеть можно будет, – ободряюще подмигнула смот­рительница. – Но мы увидим не большой корабль, а маленькую точку. Правда, если тучи не помешают».
Вечером, раскрыв газету, папа подтвердил услышанную нами от смотрительницы новость. В сообщении было написано, что наблюдать корабль можно будет с нескольких точек и одна из них – ВДНХ Казахской ССР.
Стоит ли говорить о том, что я сразу стал уговаривать родителей пойти в пятницу вечером на выставку. Ради этого я даже готов был пропустить программу «Спокойной ночи, малыши!», которую смотрел каждый вечер. Родители были против, объясняя, что в это время мне уже нужно спать, а вот бабушка с дедушкой меня поддержали: «Обязательно надо сходить, ведь такое событие может случиться только раз в жизни».
И вот наступила пятница. Едва проснувшись, я сразу напомнил домашним о предстоящем событии. Но мама сказала, что сегодня, по прогнозу, будет дождь. В доказательство она подняла меня на руки, поставила на широкий подоконник и показала рукой на небо. Действительно, небо было затянуто серыми тучами. Радость от предстоящего события таяла на глазах. 
А день между тем пошел своим чередом – родители отправились на работу, бабушка что-то готовила на кухне, а я сел рисовать. 
«Ты чего такой грустный? Давай-ка нарисуем космический корабль», – предложил дедушка, и я сразу воспрянул.
Пока я рисовал, дедушка рассказывал о покорителях космоса, о первом в мире космонавте Юрии Гагарине и об Алексее Леонове, который первым вышел в открытый космос. Я слушал дедушку и рядом с космическим аппаратом стал рисовать космонавта, покинувшего пределы корабля. А дедушка давал мне советы, как правильно изобразить ту или иную деталь.
Я был очень увлечен своим рисунком, но при этом не забывал посматривать в окно – небо затягивало все больше, а после обеда стало совсем темно. Помешивая суп на плите, бабушка выражала беспокойство: как бы «наши не попали под дождь, идя с работы». Дедушка успокаивал: у них есть зонты.
Однако зонты родителям не пригодились – мама и папа успели домой до дождя.
После ужина я показал родителям рисунок, голосом изобразил рев двигателей взлетающего корабля, а затем побежал с альбомным листком по комнате, изображая полет космического аппарата. Но дедушка сказал, что нужно не бежать, а идти плавно, потому что в невесомости корабль как бы плывет между звездами. Тогда я изобразил невесомость – будто бы я пытаюсь удержаться за стул, но какая-то сила поднимает меня вверх. Представить себя в невесомости было легко, ведь в программе «Время» по вечерам часто показывали космонавтов, которые, паря внутри корабля, передавали привет на Землю.
Мое выступление заслужило аплодисменты. Бабушка сказала, что мне надо стать актером, а я ответил, что буду космонавтом!
В этот момент раздался оглушительный раскат грома и сверкнула молния. Дедушка сказал, что надо выключить телевизор и погасить свет, чтобы молния не поразила квартиру. Мы так и сделали, а потом расселись кто куда в большой комнате. Тем временем подул сильный ветер, вновь загрохотал гром, мелькнула молния, и в ту же секунду с неба обрушились потоки воды. Дождь шел стеной, а по окнам колотили градины. Казалось, стихия будет бушевать вечно, однако вскоре дождь притих, а потом и вовсе прекратился. После сильного ливня все успокоилось, тучки стали прозрачными и постепенно растворились в небе. На деревьях за окном защебетали птицы.
Я попросил папу поднять меня на подоконник. К окну подошли мама, бабушка и дедушка. Все устремили взгляд наверх и увидели звездное небо. Я посмотрел на родителей, а папа посмотрел на часы – до десяти вечера оставалось двадцать минут.
Папа напомнил о больших лужах после дождя, мама сказала, что я могу промочить ноги и заболеть. Но дедушка и бабушка были на моей стороне. Дедушка повторил то, что говорил утром: «Такое событие бывает только раз в жизни».
Родители сдались, но с условием, что я надену калоши. Через десять минут мы вышли из дома. Выставка была всего в квартале от нас, и быстро дойти до места не составляло труда. 
Я бежал впереди, не пропуская ни одной лужи, отчего мама и папа пришли в большое волнение. В конце концов они нагнали меня, взяли за руки, и мы пошли не торопясь. По дороге бабушка высказала предположение, что дождь распугал людей и придет мало зрителей. Однако уже на подходе к выставке мы услышали оживленные голоса, а когда прибыли на место, увидели, что главная площадь буквально запружена зрителями. Многие держали в руках мокрые зонты, на некоторых были брезентовые куртки, и было ясно, что они пережидали дождь именно тут. Мы встретили знакомых, соседей по двору, папиных коллег по работе. Все были взволнованы предстоящим событием. Между тем до указанного времени оставались считанные минуты. В этот момент на небе опять появились облака. Однако, едва показавшись, они быстро удалились восвояси, и мы перевели дыхание.
Пошел уже одиннадцатый час вечера, наступила полная тишина. Папа посадил меня на плечи, мы смотрели вверх. Вдруг откуда-то донеслось: «Летит, летит, я его вижу!» И тут же: «Нет, нет, это звезда». Опять воцарилась тишина. Затем раздалось еще несколько возгласов, однако во всех случаях тревога была ложной. Снова все замолчали, и стало слышно стрекотание сверчков. 
И вот тишину нарушил восторженный голос, он прозвучал так, будто бы свершилось великое открытие: «Летит, летит, смотрите!». Я приосмотрелся и увидел точку, которая двигалась по звездному небу. Мне казалось, она плывет по небу так аккуратно, чтобы не задеть звезды. Эту точку разглядели и родители, и дедушка с бабушкой. Вдруг дедушка крикнул: «Ура!», и все подхватили: «Ура-а! Ура-а!». Сидя на плечах у папы, я тоже кричал «ура» и размахивал своим рисунком, мне казалось, что его видят космонавты, ведь у них есть специальные подзорные трубы!
Вскоре точка исчезла из виду, но люди еще долго стояли на площади, обсуждая это событие. 
Возвращались домой в приподнятом настроении, я вступал в лужи, но мне уже никто не делал замечания: все находились под впечатлением от увиденного чуда – полета космического корабля.
С тех пор прошло много лет, я не стал космонавтом, а выбрал профессию журналиста. Однажды по работе мне довелось побывать на Байконуре и своими глазами увидеть запуск пилотируемого космического корабля. Я наблюдал за стартом со смотровой площадки для жителей и гостей города Байконура. Посмотреть на старт корабля собралось много людей. Они переговаривались, обсуждая предстоящее событие. Шел обратный отсчет, и взгляды людей были прикованы к гагаринскому старту – пусковой площадке, откуда устремляются ввысь космические корабли. И вот он, этот миг: под огненными парами двигателей корабль оторвался от пускового комплекса. Кто-то крикнул: «Поехали!» – знаменитое слово, которое произнес при старте первого в истории космического корабля 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин. Тут же вся смотровая площадка подхватила: «Поехали!».
Мне это напомнило то «ура» моего дедушки при виде космического корабля – той точки, что плыла в звездном небе. И я, как будто снова маленький мальчик на папиных плечах, забыв обо всем, кричал: «Ура! Ура! Поехали!..». 

Юрий КАШТЕЛЮК

1370 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Ольга Рыбкина

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»