- ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
- 22 Апреля, 2025
Школьники на страже природы

В Университете Нархоз прошла экологическая олимпиада для школьников, на которой участники активно проявили свой интерес к теме экологии и к решению возникающих в связи с этим проблем. Участие каждого в олимпиаде стало вкладом в решение важных экологических вопросов. Как известно, экологические проблемы в настоящее время являются одними из самых обсуждаемых и острых.
Расима Аменовна Салимбаева, ассоциированный профессор и руководитель образовательных программ, была ведущей мероприятия и подробно рассказала о сути олимпиады. Она подчеркнула важность подобных конкурсов для формирования у молодежи сознания о необходимости бережного отношения к природе и для воспитания нового поколения экоактивистов.
В Университете Нархоз существуют программы, посвященные экологии, охране окружающей среды и устойчивому развитию, которые уделяют особое внимание актуальным экологическим вопросам. Руководители этих программ приняли участие в роли участников жюри, оценивая проекты школьников 9-11-х классов. Ребята защищали свои проекты как индивидуально, так и в парах, представляя решения различных экологических проблем.
Первый тур олимпиады был теоретическим, и участники проходили специальный тест на тему биологии и экологии через свои мобильные телефоны. Тест состоял из 25 вопросов, охватывающих различные аспекты этих наук. Вторым этапом мероприятия стала практическая защита проектов, подготовленных учащимися. Алматинские школьники представили свои работы, продемонстрировав креативный подход и глубокие знания в области экологии.
Жюри огласило критерии оценки проектов: соответствие тематике, эстетическая составляющая, уверенная защита, оригинальность и креативность. Во время выступлений члены жюри задавали вопросы, интересовались деталями проектов, уточняли идеи и подходы, которые школьники использовали при их разработке.
Несмотря на то что участники не являются профессионалами в данной сфере, они представили тщательно проработанные проекты, которые включали четко сформулированные цели, задачи, анализ существующих проблем и предложенные способы их решения. Для подкрепления своих идей школьники приводили примеры из зарубежной практики, показывая, как аналогичные проблемы решаются за рубежом.
Каждый проект стал результатом огромной работы, и школьники уверенно защищали свои идеи. Некоторые из них даже представили макеты своих проектов, которые они самостоятельно разрабатывали и собирали. Многие участники также провели опросы, чтобы продемонстрировать актуальность своей работы и возможные последствия ее внедрения.
***
Темы проектов были разнообразны: влияние транспорта на окружающую среду, переработка отходов, загрязнение воды и воздуха, улучшение урбанистики и проблемы с водными ресурсами. Участники ссылались на исследования и научные работы, предлагая экологические альтернативы для существующих механизмов. Проблемы защиты флоры и фауны также были в центре внимания, и школьники рассматривали, как биоинженерия и новые технологии могут помочь в решении экологических вопросов.
В завершение мероприятия для участников был проведен мастер-класс, на котором они узнали о принципах сортировки отходов. Эксперты подробно объяснили, как отличить те вещи, которые подлежат переработке, от тех, которые считаются мусором и не могут быть переработаны.
Всем школьникам были вручены сертификаты участника, а победители и призеры получили дипломы, подтверждающие их достижения. Также были вручены дипломы в различных номинациях для тех, чьи проекты отличались креативностью и оригинальностью.
Особую благодарность стоит выразить научным руководителям, которые подготовили школьников. Их труд, терпение и стремление обучить детей навыкам экологического мышления сыграли ключевую роль в успешной подготовке участников.
***
Девятиклассницы авторской школы Жании Аубакировой Ханшайым Джамбулатова и Ляйсан Каскенова, занявшие
3 место, и их научный руководитель Акбота Кайрылхановна Кусайынова поделились своими впечатлениями о проекте:
– Наша учительница рассказала об олимпиаде. Мы решили объединиться с одноклассницей и активно включились в работу. Выбрали проблему – пищевые отходы, которые накапливаются в огромных количествах, и решили исследовать ее. Думали над темой, как подойти к решению, и в итоге пришли к идее создания компостницы. Этот проект помогает собрать и более гуманно распределить органические отходы, минимизируя их вред для экологии. Мы сами придумали концепцию и эскизы, а также создали примерный макет с помощью родителей. Для нас было удивительно осознать, какой огромный вред могут причинять органические отходы, если их неправильно утилизировать.
– Для меня было важным рассказать ученикам об олимпиаде и заинтересовать их темой экологии. На конкурс я приехала с двумя командами из 9 «в» класса, мы представили два проекта. Получили огромное количество положительных эмоций, набрались опыта и попробовали что-то новое. Я увидела, что у школьников есть огромный потенциал, для кого-то этот опыт будет полезен в будущем.
Олимпиада показала, как важно развивать в детях интерес к экологии и проблемам окружающей среды, и я горжусь тем, что мои ученики смогли проявить себя на таком уровне, – подметила Акбота Кусайынова, научный руководитель девятиклассниц.
***
Ученик 10 «б» класса алматинской школы №96 Мерген Болатулы занял 2 место:
– Мое участие в олимпиаде стало возможным благодаря учительнице биологии, которая рассказала мне об этом конкурсе. Она сказала, что это отличная возможность проявить себя. К тому же я активно увлекаюсь альпинизмом, люблю активный образ жизни. Часто бывая в горах, я замечал, как много мусора оставляют люди, и это заставило меня задуматься. Понял, что хочу заниматься просвещением людей, обучая их важности ответственности за природу.
Если смотреть в целом, то весь процесс занял около года. За это время нашей команде удалось достичь больших результатов и успехов. Мы хотели рассказать людям о переработке отходов и важности их сортировки. Я узнал много нового: например, как работают мусорные полигоны, собирают и вывозят мусор. И самое главное, я понял, что забота об экологии должна стать стилем жизни, которого нужно придерживаться.
***
1 место заняли десятиклассники Айару Доғдырбай, Расул Файзрахман из лицея №178:
– Олимпиада стала ярким примером того, как школьники, под руководством своих преподавателей смогут достичь значительных успехов. Мероприятие продемонстрировало, что у молодежи есть искренний интерес к экологии и защите окружающей среды, они любят природу. Участники не только задумываются о существующих проблемах, но и активно ищут решения, которые со временем могут стать ключевыми в решении глобальных задач, стоящих перед страной.
Аружан КОЙЧУБЕКОВА
Фото автора

1782 раз
показано0
комментарий