• ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
  • 30 Апреля, 2024

Вошедшие в историю, внесшие вклад

Народ Казахстана всегда гордился выдающимися личностями, внесшими неоценимый вклад в развитие страны. Их имена и фамилии известны каждому казахстанцу, с ними неразрывно связаны история, культура, литература. 
Учитель русского языка Анар Сихимбаевна Берденова средней школы №96 Алматы на своих уроках уделяет большое внимание изучению жизни и творчества казахских писателей и поэтов. Вместе с ребятами она изучила творчество Мухтара Ауэзова, Жамбыла, Сакена Сейфуллина, Ахмета Байтурсынова, Чокана Валиханова и многих других. После таких уроков ребятами пишутся эссе по темам пройденного материала.
– Казахская литература богата, ее история насчитывает несколько тысячелетий. У истоков современной письменной литературы стоят казахские просветители Чокан Валиханов, Ыбырай Алтынсарин и Абай Кунанбаев. Детям необходимо знать родную литературу, известные произведения и, конечно же, их авторов, – делится руководитель творческих эссе ребят Анар Сихимбаевна Берденова.

 

 

Новатор образования

 

Недавно на «Ютуб»-канале «Маятник истории» я посмотрела проект режиссера, ведущей Майи Бекбаевой «Тайны и судьбы великих казахов». Проект рассказывает о жизни известных людей, которые внесли огромный вклад в развитие Казахстана. После просмотра проекта меня заинтересовал вопрос: а насколько велика роль личности в истории? С чего же начать? Думаю, прежде всего нужно ответить на другой вопрос: кого мы можем назвать великим человеком? Что отличает великого человека от других людей? Нельзя не заметить, что все без исключения великие люди, во-первых, обладали твердым и упорным характером. Очевидно, что без упорства и тяжелого труда нельзя добиться даже самых маленьких целей, не говоря уже о великих исторических свершениях. Думаю, это утверждение даже не подлежит обсуждению. Это были упорные и целеустремленные люди. Это люди сильные духом и профессионалы в своем деле. И большинство великих людей оставили свой след в памяти народа как первые учителя, историки, писатели. 
Сегодня я хочу поговорить о первом учителе степи – Ыбырае Алтынсарине. Как никто другой он достоин звания «великий человек». Он этнограф, фольклорист, поэт, прозаик, а также переводчик сочинений русских классиков. Но Алтынсарин вошел в историю страны и закрепился в народном сознании прежде всего как педагог-новатор, создатель учебно-просветительской системы для казахских детей. Как отмечают многие литературоведы, «Алтынсарин-педагог страстно желал видеть казахский народ в ряду цивилизованных народов». А образование он рассматривал не как самоцель, а как важнейшее средствопреобразования общества. Он хорошо понимал, что к благополучию и к процветанию, к славе народа ведет именно образованность. Являясь основоположником светских школ в казахской степи, он открывает школы с русским языком обучения: четыре русско-казахских училища, первое в Казахстане женское училище и русские школы для детей-переселенцев, разрабатывает и дидактический принципы обучения и воспитания, пишет учебные, методические пособия, вводит предметы естественно-математического цикла. 
Помимо обучения детей Ыбырай Алтынсарин переводил сочинения известных русских классиков, а также выпустил хрестоматию на казахском языке. Историк Калкаман Жакып говорит об Ыбырае Алтынсарине: «все, что он писал и о чем говорил, он реализовал на протяжении свой жизни на практике, осуществил то, что мы сегодня имеем в образовании». И это лишь маленькая толика из его заслуг. По всей стране ему посвящены улицы, открываются музеи, памятники и учебные заведения, названные в его честь. Такие люди, сделавшие так много для целого народа,  должны быть кумирами целых поколений. По словам автора проекта Майи Бекбаевой, место захоронения великого педагога должно быть «местом паломничества просвещенных, образованных, а потому благодарных учеников нашего первого учителя».
Так каким же будет наш ответ на поставленный вопрос о роли личности в истории? Я думаю, что жизнь и деятельность Ыбырая Алтынсарина служит достаточным доказательством ответом на вопрос, что «великая личность в истории действительно порой играет большую роль». Трудно не согласиться, что историю творили и продолжают творить именно такие  люди. Люди, у которых нам есть чему поучиться.

Полина НЕДОВА, 
ученица 8 «б» класса

 

Основатель Союза писателей
 

 

В этом году отмечается 130 лет Сакену Сейфуллину, основоположнику казахской литературы, поэту, писателю, композитору, государственному деятелю. Это юбилей, связанный с историей репрессированных предков, которые боролись за родную землю. Кем были и что сделали знаменитые сыны казахского народа, которых репрессировали в период «большого террора»? Об этом должны знать все.  Это нужно нам, современному поколению. Ведь нация, которая не знает прошлого, не имеет будущего. 
В своем эссе хочу рассказать о гордости казахского народа, великой личности, которая внесла огромный вклад в создании Казахстана – Сакен Сейфуллин. Он прожил яркую и драматическую жизнь. 43 года отпущено было ему, чтобы сделать для Казахстана то, на что уходит целая жизнь. Главным для С. Сейфуллина было видеть казахский народ образованным, прогрессивным. С 1914 года он начинает активную деятельность в области культурного строительства, став одним из руководителей первого просветительского общества казахской молодежи «Бірлік» в Омске. В этом же году выходит сборник его стихов «Өткен күндер», в котором поэт лирически переосмысливает изменения новом времени, веяния которого ощущаются всеми. В 1916 году работает в комиссии по переписке имущества 12 волостей Акмолинского уезда. Тогда же он пишет стихотворение «Волнение», посвященное трагическим событиям 1916 года. С первого сентября 1916 года Сакен Сейфуллин принимает участие в создании Бугулинской школы, в которой он и продолжил работать еще год, воплощая идеи «образования в массы». 9 марта 1917 года Сейфуллин начинает активную политическую деятельность в Акмолинске, где пишет стихотворение­-приветствие Февральской революции «Спешно собрались мы в поход». С этого момента в его стихотворениях отчетливо прослеживаются политические мотивы, вдохновляющие молодого поэта обещанием перемен. В апреле 1917 года им создается общественно-политическое и культурное общество «Жас қазақ», и по просьбе его членов написал первую революционную казахскую песню – «Марсельезу казахской молодежи». В июле 1917 года Сейфуллин участвует в издании газеты «Тіршілік». В 1917-1918 годах Сейфуллин принимал активное участие в создании Совета рабочих и крестьянских депутатов в Акмолинске. Продолжая нести «культуру в массы», Сейфуллин параллельно преподавал в новой русско-казахской школе Акмолинска. Сразу после Октябрьской революции С.Сейфуллин написал стихотворение «А ну-ка, джигиты!», ставшее первым произведением казахской советской литературы 27 декабря 1917 года с установлением советской власти в Акмолинске, Сейфуллин был избран членом президиума Акмолинского Совдепа и назначен народным комиссаром просвещения. В феврале он был принят в РКП (б). 1 мая 1918 года состоялась премьера спектакля по пьесе С. Сейфуллина, воспевающая победу новой власти. Однако дальнейшие события показали, что воодушевление успехами нового режима было преждевременным. В 1918 году во время белогвардейского переворота Сейфуллин был арестован и провел 47 суток в «вагоне смерти» атамана Анненкова, впоследствии описанных писателем в «Тернистом пути». Все-таки доехав до колчаковской тюрьмы в Омске, он сбежал оттуда и почти три месяца добирался до родного аула, чтобы снова включиться в революционную борьбу. По приезде в Акмолинск активно включился в процесс восстановления советской власти. Работая на ответственных постах замнаркома просвещения и председателя Совнаркома КАССР, Сакен Сейфуллин продолжал свою неутомимую и разностороннюю деятельность. Он основал Союз писателей Казахстана, участвовал в литературной жизни республики: редактировал литературную газету под названием «Әдебиет майданы», партийную газету «Еңбекші қазақ», писал критические и теоретические литературные статьи. Во многом благодаря деятельности Сакена Сейфуллина казахскому народу возвращается его настоящее самоназвание «казах», казахский язык принял статус государственного. Именно при нем Казахстан переводит свои часы на международный стандарт времени.  Благодаря непосредственной поддержке С. Сейфуллина было издано 1000 песен А. Затаевича. Именно С. Сейфуллин выступил организатором сбора средств на реставрационные работы мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи – сокровищницы мировой культуры.
В XXI столетии в условиях эпохи независимости и переоценки многих ценностей ушедшей эпохи фигура Сакена Сейфуллина представляется далеко неоднозначной. Он был искренним глашатаем советского  строя, того строя, жертвами которого стали миллионы казахов в годы голода и репрессий. В конце концов и сам поэт был уничтожен этим строем. Трагедия его в том, что он был пламенным большевиком, поэтом-мечтателем, поверившим в идеалы коммунизма и светлое будущее своего народа. Однако он не знал, что это «светлое будущее» никогда не наступит в условиях тоталитарного режима. 24 сентября 1937 года его арестовали, и 25 апреля 1938 года он был расстрелян  как «враг народа» в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате. 21 марта 1957 года он был реабилитирован Военной коллегией Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления.
К сожалению, летопись жертв политических репрессий нескончаема. Но мы, потомки, должны говорить и вспоминать об этом постоянно, чтобы ничего подобного в будущем не повторилось.

Яна СТАРИКОВА,
ученица 8 «в» класса

 

Пример упорства и труда

 

Мир великих… Каков он? Кто такие великие люди? Чему мы можем у них научиться?
Считается, что «мир великих – это результат многовекового развития человечества. Это деятельность людей самых разных эпох, национальностей, вероисповеданий, убеждений, судеб и занятий. Это мир целеустремленных, которые внесли несомненный вклад в историю, науку или культуру, несмотря на все осуждения, трудности, через которые им пришлось пройти».
Я согласна с этим утверждением. Великие люди – это те, кто не падал духом, смог достичь больших высот и внести огромный вклад в историю человечества. 
Ярким примером величия является один из главных учителей казахского народа – Ыбырай Алтынсарин. Еще будучи мальчиком, на Ыбырая возлагались большие надежды со стороны деда, который, в свою очередь, подключил все свои связи, чтобы младший внук отправился на учебу в город, несмотря на то что вся родня и окружение были против. После окончания школы образованного Ыбырая приглашают на работу в Оренбург на должность переводчика и писаря. В Оренбурге молодой Ыбырай почти сразу получает предложение открыть школу в родной степи. Он активно взялся за дело просвещения, вдохновленный своей мечтой, он трудится день и ночь: создает свою систему и методику обучения. Благодаря Алтынсарину в Иргизе открылась первая школа для девочек. Всего за годы своей жизни, великий Ыбырай, открыл 14 школ и училищ. Дело народного просвещения спорилась в руках Алтынсарина, пусть и с трудом (он знал, что земляки были против строительства школ), но у него все получалось. 
В заключение хочу сказать, что Ыбырай Алтынсарин является ярким примером упорства, целеустремленности, того, что мы должны учиться, несмотря на все трудности в нашей жизни, чтобы достигнуть определенных высот и целей, как это делали великие люди нашего мира.

Тахмина БОЛАТБЕК,
ученица 8 «в» класса

1819 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»