• ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
  • 30 Апреля, 2024

Будущее нейротехнологии Казахстана

В последние годы с развитием инновационных технологий появляется все больше и больше профессий. Мир вокруг меняется и, соответственно, мы вместе с ним. Теперь благодаря новым научным разработкам и технологиям мы больше узнаем об окружающим мире. В связи с этим появляется необходимость в людях, которые будут работать с новыми изобретениями, с  их помощью изучать космос, сейсмологию, биологию, медицину и другие науки. И именно поэтому с каждым днем количество кружков, посвященных робототехнике, моделированию и инженерии растет.

 

Каждому родителю хочется дать своему ребенку лучшее образование, построить хороший фундамент из основных школьных знаний. Интересный и разносторонний кружок появился во Дворце школьников города Алматы. Здесь ребята открывают новые горизонты в физике и нейротехнологии. Преподаватель кружка Динара Эркиновна Абдикаримова говорит, что эти две науки тесно взаимосвязаны между собой.
– Физика дает нам знания о законах природы и принцип работы электричества, а нейротехнология требует работы с электроникой, где требуется знание физики. Вот здесь и возникает взаимосвязь. Ведь чтобы прибор заработал, необходимо знать основы и принцип работы электричества, – рассказывает преподаватель Динара Эркиновна.
В наше время умение использовать знания из разных сфер крайне востребовано. Только недавно мы говорили о промышленном дизайне, совмещающем в себе дизайн и инженерию. Обучаться в кружке физики и нейротехнологии могут ученики школ с 5 по 11 классы. К тому же программа обучения подбирается индивидуально.
– У нас нет таких критерий и требований к тому, чтобы ребенок идеально знал физику. У всех детей разный уровень, и мы готовы обучать их азам, то есть с нуля. К нам приходят ребята, у которых есть проблемы с данной дисциплиной. У многих из них после шести месяцев занятий значительно улучшился результат тестирования в школе, – говорит преподаватель.
Дети всегда с нетерпением ждут занятия, на которых проводятся лабораторные опыты. Ведь им так хочется применить свои знания в экспериментах. Приходя в лабораторию, они могут учиться работать на лучшей технике. Здесь есть все для учебы: самые крутые запчасти для роботов, компьютеры для моделирования и 3D-принтеры, чтобы печатать необходимые детали. Также с помощью различных инструментов, которые используются в лаборатории, ребята собирают самые настоящие протезы. На многочисленных полочках можно увидеть много таких вещей.
Ученик восьмого класса Адильжан Марат создал глазной протез. Он может моргать и смотреть во все четыре стороны – это полностью работающий протез.
– Мне всегда была интересна медицина. Я хотел стать врачом, чтобы помогать людям, но из-за проблем с некоторыми школьными предметами не думаю, что смогу поступить в специализированный вуз. Я выбрал направление нейротехнологии, потому что хотел помогать людям и создавать протезы для тех, кто в них нуждается. В будущем собираюсь продолжать изучать эту сферу и работать в ней, – рассказывает Адильжан.
Используя оборудование в лаборатории, ребята могу создавать свои проекты и участвовать в разных конкурсах и соревнованиях. В 2023 году ребята из кружка Артур Бычков и Уали Мирас участвовали во всероссийском открытом фестивале технологий будущего «Нейробот» среди школьников и заняли второе место в номинации «Миослалом». В этом состязании участникам необходимо подготовить управляемого мобильного робота, способного проехать от зоны старта до зоны финиша по определенной траектории, не задев объекты, расставленные на пути. Также необходимо подготовить пульт управления для робота. Для управления можно использовать только датчики ЭМГ (электромиограммы). Возраст участников до 15 лет включительно. Алматинские юные изобретатели создали робота, который управлялся мышцами рук. Раннее в 2022 году в этой же номинации 1 место занял Ескендір Димаш.
– Дети могут сами проявлять инициативу и сказать, что хотят попасть на конкурс, или я могу найти какой-нибудь интересный проект, в котором они могут принять участие. Мы не ограничиваемся районными или городскими конкурсами. Если ребята захотят, мы с радостью поможем им попасть на соревнования международного уровня, – поделилась Динара Эркиновна.
Дворец школьников предоставляет возможность поехать в лагерь. Туда приглашают детей, которые посещали занятия во время учебного года. В этом лагере есть проектные смены, на которых в течение десяти дней дети сами могу выбрать, чем хотят заниматься, или же по предложенным идеям преподавателей.
– Во время такой проектной недели дети создали протез, которым можно управлять не только с помощью сигналов мышц, но и с помощью камеры. Работает следующим образом: вы показываете движения на камеру, а протез их повторяет. Также ребята пробовали сделать макет протеза с голосовым управлением. Дети называли цифры, и протез показывал их пальцами, – подробнее рассказала Динара Эркиновна.
Сейчас юные гении готовятся к не менее важному проекту. Они собирают марсоход на Международное инженерно-ракетостроительное соревнование под названием World Space Olympiad. Это престижное инженерное соревнование, нацеленное на развитие навыков и знаний в области космических технологий среди школьников. Олимпиада включает в себя несколько категорий, в которых участники могут продемонстрировать свои способности и инновационные инженерные разработки. 
На данный момент ребята собирают макет, после результатов отбора на первый этап они продолжат работу над проектом.
– Мне нравится процесс работы. Мы собираем, разбираем части, улучшаем нашего робота. В будущем я хочу стать инженером, поэтому и занимаюсь нейротехнологией. До первого этапа конкурса осталось две недели, думаю, что мы успеем собрать его. Если мы пройдем этот этап, то нас ждет поездка в Астану на второй этап конкурса, – рассказывает ученица десятого класса Айша Курманбекова.
Ее подруга по команде девятиклассница Анез Лалазова так же с энтузиазмом говорит о конкурсе:
– Наш проект создан для того, чтобы изучать Марс и помочь ученым узнать больше об этой планете. Я начала заниматься нейротехнологией, потому что хочу помогать людям с ограниченными возможностями и делать для них протезы. В будущем буду обучаться в этом же направлении.
Наука и технологии всегда помогают нам узнать мир вокруг нас, а изучение создания протезов с помощью нейротехнологии и физики – это только один из примеров того, как наши знания могут помочь другим людям.
Благодаря таким исследованиям разрабатываются новые улучшенные протезы и технология по их созданию. Все это помогает людям с ограниченными возможностями чувствовать себя более уверенно и свободно. Немаловажно то, что подрастающее поколение вносит неизмеримый вклад в создание лучшего мира.
Наука – это ключ к открытию новых возможностей и совершенству. Дети, изучая физику и нейротехнологии, приобретают навыки критического мышления, быстрого решения проблем и создания разработки уникальных идей. Эти знания помогут им в будущем создавать инновационные технологии, которые сделают мир лучше и удобнее для всех нас. Благодаря таким знаниям они смогут создавать будущее, в котором все люди смогут жить полноценной жизнью, пользуясь преимуществами современных технологий.

Жасмин БОКАЕВА 
Фото автора

 

2105 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

Редактор блогы

Акбаров Альмжан Аскарович

Главный редактор Республиканской детской газеты Казахстана «Дружные ребята»